После масштабных несанкционированных митингов водителей фур, прошедших по всей России и продолжающихся сейчас, в правительстве по-прежнему уверены, что введение денежных сборов с водителей дальнобойных машин было правильной мерой. Об этом журналистам заявил в среду премьер-министр России Дмитрий Медведев.
По мнению премьер-министра, владельцы фур платят несоизмеримо мало относительно того вреда, который грузовики наносят дорогам. «Кто платит деньги за строительство и ремонт автодорог? В абсолютном большинстве случаев это водители частных автомобилей, водители легкового транспорта, — отметил Медведев. — А кто реально воздействует на дорогу — водители крупных грузовиков не платят практически ничего».
Медведев напомнил, что во всех современных государствах дальнобойщики платят за проезд по трассам.
«Это абсолютно нормально. Психологически дальнобойщики должны привыкнуть к тому, что за такие перевозки нужно платить.
Я считаю, что система «Платон» должна быть доведена до своего логического конца», — подчеркнул глава правительства.
Сборы за проезд по федеральным трассам позволят добавить в дорожные фонды порядка 40–50 млрд руб. в год, что, по мнению Медведева, «не так мало».
Что касается претензий перевозчиков к работе системы, то глава правительства признал, что сбои были, но к настоящему моменту уже устранены. «С технологической точки зрения невозможно запустить систему, пока она не начнет работать. Наверное, там были допущены какие-то ошибки, которые нужно было исправить. Они не фатальные, они исправлены, это все работает», — уверен премьер-министр.
Глава правительства также отметил, что в системе «Платон» зарегистрировалось большинство дальнобойщиков, которые сегодня обеспечивают 90% всех грузоперевозок в стране.
«Не все бастуют — 700 тыс. дальнобойщиков зарегистрировались в системе платежей. Это абсолютная, подавляющая часть тех, кто выполняет междугородние перевозки по России»,
— уточнил он.
Медведев полагает, что водители, которые не зарегистрировались в системе, могут составлять «серую» часть перевозок. «Когда мы обсуждали эту меру, было понятно, что часть перевозок выполняется в «серую», незарегистрированными перевозчиками, и неизвестно, что они возят», — пояснил он.
Сами дальнобойщики считают, что премьер-министр владеет далеко не всей информацией о масштабе проблем, связанных с работой «Платона», и угрожают продолжением протестов.
Один из организаторов протестных акций Александр Расторгуев уверен, что названные Медведевым цифры далеки от реальности. «У нас в России около 2 млн дальнобойщиков, — рассказал «Газете.Ru» Расторгуев. — И как 700 тыс. из них, о которых говорит глава правительства, могут осуществлять 90% перевозок? Это просто невозможно.
Водители слушали выступление премьер-министра и смеялись. Стало очевидно, что он не разбирается в вопросе либо неверно информирован».
Собеседник отмечает, что многие предприятия в России уже начали испытывать проблемы с поставками. «Вот, например, в Краснодарском крае молочное производство недавно осталось без сырья. Дальнобойщики туда просто не поехали — протестуют. Им лучше сейчас не заработать, чем потом возить грузы себе в убыток, оплачивая проезд «Платону».
«Число незарегистрированных перевозчиков крайне невелико, — рассказал «Газете.Ru» координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. —
Есть, конечно, отдельный сегмент нелегальных перевозчиков: уголь и дрова развозят по деревням, песок в коттеджные поселки. Но таких на рынке явно не несколько сотен тысяч».
Председатель профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов отмечает, что сегодня перевозки осуществляют только крупные компании, получающие госзаказы, и те фирмы, которые занимаются снабжением торговых сетей. «Они не бастуют, конечно, это понятно, — рассказал «Газете.Ru» Котов. — Разумеется, в протестах не участвуют и нелегальные перевозчики, которых Медведев, очевидно, называет «серыми», — они никогда не встанут на обочину. Все остальные бастуют и продолжат это делать, пока систему не отменят».
Кроме того, собеседник отмечает, что далеко не все проблемы работы функционирования «Платона» были решены. «Если говорить в целом, то «Платон» не работает. Например, если посередине дороги водителю звонит заказчик и говорит, что вместо Самары ему надо доставить груз в Омск, то он попадает в безвыходную ситуацию. Деньги за уже оплаченный проезд никто не вернет, а новую маршрутную карту получить в такой ситуации сложно. И это называется «система работает»? Медведева, очевидно, ввели в заблуждение относительно реального положения дел».