Эта дорога, по которой можно быстро проехать от трассы А105, ведущей в аэропорт Домодедово, до Новорязанского шоссе, была построена военными в 1960-х. С тех пор она стала, по сути, самым коротким и удобным транзитным маршрутом, связывающим эти два шоссе на территории Московской области, а также безальтернативным подъездом к десятку поселков, расположенных в окрестностях. До 1990-х дорогу ни разу не ремонтировали. Но автомобилей тогда было значительно меньше, поэтому дорожное полотно оставалось в нормальном состоянии.
Дорога не ремонтировалась почти полвека
С ростом уровня автомобилизации трафик по дороге также стал увеличиваться, а бетонные плиты, из которых по большей части состоял проезд, – оседать и разбиваться. В результате несколько лет назад по этому маршруту мог проехать далеко не каждый внедорожник. Если большая часть дороги находилась на балансе у подмосковных властей и со временем была заасфальтирована, то пятикилометровый участок от деревни Сельвачево до съезда на А105 оказался бесхозным, а потому пришел в упадок.
Сегодня по этой дороге в день в обе стороны проезжают несколько тысяч автомобилей. Водители не только добираются по ней до близлежащих поселков — Яковлевское, Сельвачево, Вишняково, Воскресенское, — но и объезжают пробки на Новорязанском шоссе и Малом бетонном кольце. Проездом активно пользуются сотрудники аэропорта, живущие в этом районе, водители коммерческого транспорта, везущие грузы в аэропорт и в Москву.
Сбор денег и ремонт своими силами
Когда бесхозный участок дороги разрушился полностью, несколько местных жителей поняли, что единственный шанс сохранить ее – организовать сбор средств с водителей и самим ремонтировать полотно.
«Деньги на ремонт дороги я стал собирать больше года назад, — рассказывает «Газете.Ru» активист Юрий Худоногов. — Сначала около месяца занимался этим, находясь в отпуске. Но из-за конфликта на работе вынужден был уволиться и потом решил полностью посвятить себя этой инициативе с дорогой. До этого местные жители, да и я сам, скидывались периодически на мелкий ремонт, но этих усилий явно не хватало: с каждым дождем полотно из бетонных плит разваливалось на глазах».
Собеседник отмечает, что когда впервые встал на дороге с плакатом, то не особо рассчитывал на успех.
«Я ожидал, что в основном люди будут принимать нас за мошенников.
Поначалу мне было неудобно просить деньги на улице, несмотря на то что это – на благое дело. Да и сейчас иногда чувствую дискомфорт от этого занятия. И в то же время люди советуют нам подать заявку на премию губернатора Московской области», — поясняет активист.
За несколько месяцев в прошлом году на ремонт дороги автомобилисты пожертвовали около 1,4 млн руб., в текущем году – уже 2 млн. «Дают, кто сколько может.
Один раз ехал парень на «Ягуаре» — дал сначала 16,5 тыс., а на обратном пути еще 10 тыс. Часто водители дают по «пятерке» — раз 30 точно было такое. Однажды пенсионер останавливается, дает несколько тысяч и еще и извиняется, что не может позволить себе расстаться с большей суммой.
Помогают поддерживать дорогу в относительно нормальном состоянии не только деньгами, но и стройматериалами. Один мужчина бесплатно привез 4,5 тонны арматуры, например».
В то же время, по словам Худоногова, многие автомобилисты насмехаются над активистами, завидев вывеску у дороги. «Но таких водителей – меньшинство. В основном все понимают прекрасно, что мы реально поддерживаем этот участок в нормальном состоянии, — говорит он. — Сегодня постоянно занимаются сбором денег и ремонтными работами, помимо меня, еще два человека. Но когда необходимо, мы нанимаем рабочих».
Результаты работы действительно видны: недавно залитые бетоном участки дороги огорожены самодельными конусами и пластиковыми барьерами, обочины там, где это необходимо, засыпаны кирпичом или щебнем.
Водители не жертвуют, а инвестируют
Пока мы беседуем с Худоноговым, рядом останавливается люксовый внедорожник. Активист спешит к открывшемуся окну и после короткого диалога с водителем возвращается с зажатой в руке тысячной купюрой. «Это называется доверие. — Он трясет в воздухе ассигнацией. — Они ездят здесь часто и видят результат. И знают, что на себя мы не станем тратить ничего лишнего.
Фактически мы работаем за еду. Ну и на бензин еще деньги уходят.
Все остальное – это закупка арматуры, щебня, песка и других стройматериалов», — говорит Худоногов.
Не проходит и пяти минут, как рядом с активистами притормаживает еще один автомобиль. Водитель – немолодой мужчина – рассказывает, что раньше и сам выходил с лопатой и ремонтировал полотно, но, когда за дело взялся Юрий с товарищами, стал помогать деньгами. «Мы называем этот проезд «дорогой жизни», — поясняет он. — Она всем нужна, без этой дороги местным никак не обойтись».
Даже в будний день поток автомобилей на «дороге жизни» достаточно плотный. Встречаются не только внедорожники и кроссоверы, но и седаны с небольшим дорожным просветом, а также много коммерческого транспорта.
«За выходной день тут проходит до 10 тыс. машин. Так что нагрузка на полотно довольно большая»,
— поясняет брат Худоногова Алексей, который также состоит в числе активистов.
По его словам, автомобилисты не просто жертвуют деньги, а осуществляют своего рода инвестиции. «Вы не представляете, сколько колес и глушителей водители потеряли в этих колдобинах», — говорит он.
«Я лично только что в очередной раз перебрал на своей «Вольво» подвеску, — вторит ему напарник. — Отдал 24 тыс. Так что люди осознают, что выгоднее скинуться, чтобы потом не случилось серьезной поломки».
«Это беспрецедентный случай»
После затянувшегося на несколько лет диалога активистов и местных жителей с властями и владельцами аэропорта дело все же сдвинулось с мертвой точки. Недавно проблемный участок обсуждался в ГУ дорожного хозяйства Подмосковья. «Присутствовали и сами активисты, и чиновники Раменского муниципального района, и руководство аэропорта, — рассказал «Газете.Ru» член общественной палаты Московской области Андрей Мухортиков. — В результате удалось договориться, что несколько километров на этом участке возьмет под свой контроль муниципалитет. Оставшийся отрезок некоторое время назад выкупил аэропорт Домодедово. Руководство аэропорта согласилось чистить свой отрезок от снега и помогать активистам с ремонтом».
Мухортиков, который изначально поддержал активистов и помог им в решении этого бюрократического вопроса, называет их деятельность беспрецедентным случаем.
«Эта история – пример того, что общество становится сознательнее и добрее, и дает понять, что традиции благотворительности в России еще есть».
Что будет с дорогой
Что касается перспектив появления новой дороги в этом районе, то, по словам собеседника, есть три варианта. «Аэропорт в перспективе будет строить взлетно-посадочную полосу, которая перероет эту дорогу. Поэтому вопрос надо решать в любом случае, — поясняет Мухортиков. — Сейчас есть план строительства участка от Сельвачево до Истомихи, параллельно трассе А105, в обход всех деревень. Этот вариант поддерживают все, но, чтобы его осуществить, нужно решение правительства МО и, что самое главное, деньги. Второй вариант – сделать объезд проблемного участка. Инвестором может быть в этом случае и аэропорт, и власти области, и даже федеральное правительство. Кроме того, возможно появление дороги от Домодедово до Раменского. Проект существует и находится в начальной стадии проработки. Но будут ли его претворять в жизнь и когда, пока не известно».
Несмотря на то что деятельность подмосковных активистов действительно во многом является уникальным случаем, скидываются на ремонт дорог автомобилисты и в других городах России. Так, например, из своего кармана оплачивают точечный ремонт асфальта жители Артемовского городского округа в Приморском крае. Некоторые улицы здесь не ремонтировались последние 30 лет. В результате горожане стали в складчину закупать стройматериалы и самостоятельно латать дыры в асфальте.