Из Краснодара в порт Кавказ попадаю на попутной машине, найденной через один из сайтов. В Крым на кроссовере BMW X5 едет молодая семья из Саратова – за 250 км пути просят 800 руб. Дороговато, но удобные время и машина. Супруги признаются, что еще не выбрали конечную точку отдыха, хотят поездить по полуострову. По дороге удивляются кубанским урожаям (кое-где оставлены целые поля с уже почерневшим неубранным подсолнухом) и, ближе к переправе, аккуратным виноградникам. На первой накопительной площадке сотрудники «Морской дирекции» обмеряют машину — длина иномарки почти 4,5 м, поэтому за нее придется заплатить 1688 руб., тут же в десятке касс можно купить билеты на паром и для пассажиров. От заезда на первую площадку до погрузки на паром проходит минут 40 — утром с краснодарской стороны очередей нет.
Чаек успели прикормить
Пассажиры с фотоаппаратами и телефонами плотно облепляют борта двух верхних палуб греческого парома — и открытый нос парома, и корму, и круглые окна на бортах. Кто-то снимает удаляющийся порт Кавказ, другие делают селфи с крымским берегом. Мужчина средних лет с ребенком кормит чаек — птицы парят у правого борта, проворно хватая брошенный им хлеб, даже успевают подраться на лету за кусок. Закрытая палуба со стойкой кафе и бежевыми диванчиками популярностью не пользуется — здесь всего пара десятков пассажиров. На повешенных около панорамных окон телевизорах транслируют «Россию-1», у стойки можно купить крохотный стаканчик кофе (80 руб.), бутерброд с колбасой и сыром (100 руб.) или с красной рыбой (150 руб.). Расточительные курортники, съедая начинку, несут хлеб прожорливым чайкам.
На борту парома, видимо оставшиеся от прежних греческих владельцев, стоят баки для раздельного сбора мусора — с зеленой пластиковой крышкой и надписью food waste (пищевые отходы) без перевода, желтой — dry garbage (сухой мусор) и красной plastic.
Судя по крупным морским «барашкам», пролив слегка штормит — паром качает и подбрасывает на волнах так, что то и дело включаются сигнализации на стоящих внизу машинах. Но качка не смущает пристроившуюся между авто одинокую молодую пару, за всю поездку ни разу не ослабившую трепетных объятий.
Полуостров встречает нас флагами Крыма, России и Керчи и стоящими под ними 14 пустыми мусорными баками.
Сервис на противоположной стороне развит куда больше, чем в порту Кавказ с парой ларьков и крохотным кафе со слойками. Несколько чебуречных (чебуреки по 60–70 руб.), кафе среднего городского уровня, аппаратный кофе (80 руб.), чай (30 руб.) и ларьки с одинаковыми по всему Черноморскому побережью сувенирами — ракушками, кораллами, поделками из можжевельника. Тут же бесплатные туалеты под большим баннером с задумчиво-улыбающимся Владимиром Путиным.
В пробке — вся Россия
Накопительная парковка в порту Крым в обед оказалась пустой — не больше пяти машин. Зато вдоль трассы выстроились три десятка большегрузов, по номерам которых можно изучать географию России — Омская область, Башкортостан, Ростов, Татарстан, Подмосковье, несколько машин с белорусским флагом. Тут же своей очереди ожидают уставшие водители. Спрашиваю их про пробки.
— Раз на раз не приходится. Было — в понедельник приехали на регистрацию, а в пятницу только уезжали. Если курортный сезон, да еще море штормит, до восьми дней ждали, а бывает и за день уходили, — рассказывает усатый мужчина средних лет. — Когда «скоропорт» (скоропортящиеся продукты, например молоко и мясо. — «Газета.Ru») везем, становимся в отдельную очередь, но все равно ждем от четырех до десяти часов.
— Вы не сюда приехали, нужно на стоянку для грузовиков в аэропорту. Я в начале августа, когда сюда ехал, пять дней простоял в Славянске-на-Кубани (накопитель на материковой стороне в Краснодарском крае. — «Газета.Ru») и четыре дня здесь.
Когда 28 августа на стоянку в аэропорт заехал, было 600 машин. Мы зарегистрировались 28-го числа и вот уже два дня ждем очереди, — добавил его молодой напарник.
Другой дальнобойщик начал жаловаться на цены стоянки в аэропорту — заезд сделали платный, по 150 руб., без этого чека билет не оформят. На кубанской стороне все, включая душ, бесплатно, здесь за пять минут душа требуют 200 руб. Естественно, платят из своих денег, компания эти расходы не возмещает. Все эти дни водители живут в кабинах и питаются завариваемой вермишелью.
Зато авто с площадки для легковых машин тут же, купив билеты, заезжает на паром. Словоохотливый регулировщик их движения признается, что день на день не приходится, еще вчера была пробка, до драк доходило, а сегодня пусто.
— Пойдите в кафе посидите, коньячку выпейте. Часам к трем возвращайтесь или даже позже, — с улыбкой предлагает загоревший мужчина в зеленой жилетке. Но в три часа машин ненамного больше.
Покупаю обратный билет на паром, проходя мимо автобусной остановки — прямо от порта Керчь можно уехать в сам город (маршрутки по 10 руб.) или, если заранее купить «единый» билет у «Единой транспортной дирекции», сесть на современный заказной автобус в Евпаторию или Симферополь. Транспортная логистика материковой стороны куда хуже — рейсовые автобусы в Краснодар из порта Кавказ уходят два раза в день — в 9 утра и 2 часа, до ближайшего города Темрюк почти 70 км.
Если не попал, можно напроситься на пустые места не заезжающих на автостанцию рейсовых автобусов (но ловить их нужно при выезде с парома) или воспользоваться вездесущими таксистами (до Краснодара — 5 тыс. руб.).
Ждали до десяти часов
Официальный представитель единого оператора Керченской переправы — компании ООО «Морская дирекция» Александр Бородин прокомментировал «Газете.Ru»: действительно, 21 августа из-за погодных условий (шторм остановил работу переправы с 17 до 23 часов) и наплыва автотранспорта образовалась солидная пробка, время ожидание составляло до 10 часов.
— Мы приняли оперативные меры, задействовали шесть паромов для перевозки автотранспорта и увеличили количество рейсов до девяти, что позволило снизить нагрузку. На сегодняшний день ни с одной, ни с другой стороны скопления машин нет, они «с колес» попадают на паром, — уточнил Бородин. — В период пиковой нагрузки приоритет, как и положено, был у пассажирских машин, но при технической возможности мы загружали и грузовой транспорт с площади аэропорта.
На просьбу дать рекомендации туристам, планирующим отдохнуть в Крыму в бархатный сезон, Александр Бородин предложил заранее планировать путешествие и покупать электронные билеты — такие машины едут по отдельной очереди и не тратят время на покупку билетов уже на месте. Такая система также позволяет «Морской дирекции» планировать загруженность переправы.
— Мы в круглосуточном режиме анализируем загрузку и даем рекомендации как на сайте «Морской дирекции», так и на сайте минтранса Республики Крым. Например, неделю назад получили информацию о наименьшем числе машин с 4 часов утра до 16 часов дня, о чем сообщили на сайтах. Но какой-то закономерности здесь нет, нужно оперативно отслеживать информацию, — добавил в интервью «Газете.Ru» официальный представитель единого оператора.
Комментируя появившиеся в некоторых СМИ данные о коррупции — регулировщики движения машин якобы брали деньги за пропуск авто вне очереди, — Бородин пояснил, что у «нет подтверждений» таких фактов, и предложил водителям в случае вымогательства денег напрямую сообщать об этом в «Морскую дирекцию».