В Петербурге местные байкеры собираются обратиться в Госдуму с просьбой ограничить действия предстоящей масштабной амнистии в связи с 70-летием Победы в ВОВ. Согласно тексту постановления, внесенного в Госдуму президентом РФ, на свободу должны выйти все осужденные, совершившие преступления по неосторожности и получившие срок до пяти лет лишения свободы. В отношении тех, кто уже находится под следствием, уголовные дела будут прекращены.
Таким образом, на свободу может выйти подавляющее большинство осужденных по ст. 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»), которая наказывает водителей, устроивших ДТП с тяжело раненными и погибшими, в том числе в пьяном виде. Речь идет о десятках тысяч человек: только за год в России по ст. 264 УК РФ осуждаются около 15 тыс. водителей, а в первой половине 2014-го — около 5 тыс. И подавляющее большинство из них осуждены на срок до пяти лет лишения свободы.
В том числе должны покинуть колонии и фигуранты почти всех наиболее «громких» дел: депутаты, судьи, сотрудники правоохранительных органов и другие знаковые фигуры, к примеру скандально известный иеромонах Илия.
Более того, тем, кто получил за ДТП более пяти лет — речь идет об авариях с двумя и более погибшими (до семи лет лишения свободы), в том числе совершенных в пьяном виде (до девяти лет), — амнистия сократит срок на одну треть. А те, чьи уголовные дела по данным правонарушениям только рассматриваются, смогут рассчитывать на наказание до пяти лет лишения свободы.
Правда, всем амнистированным сохранят назначенный судом срок лишения водительских прав, и сесть за руль сразу после освобождения они все-таки не смогут.
Петербургские байкеры из общественного движения «Мотосолидарность» собираются обратиться в Госдуму с просьбой ограничить действие амнистии. «В прошлом году было несколько громких резонансных дел, исход которых заставил организаторов мотосообществ задуматься над тем, как изменить ситуацию, когда виновники ДТП с летальным исходом фактически не несут ответственности. Пока инициатива существует на уровне предложения — мы пытаемся привлечь внимание к проблеме, нам нужна поддержка чиновников, которые могли бы внести законопроект в Госдуму и лоббировать его», — рассказал «Газете.Ru» один из координаторов Дмитрий Штурм.
Еще один координатор «Мотосолидарности» — Андрей Кононов рассказал «Газете.Ru», что письменное обращение сообщества, пока опубликованное только на сайте байкеров, будет направлено в нижнюю палату в ближайшие дни.
«Мы надеемся на то, что депутаты прислушаются к нам и смогут добиться внесения изменений в этот документ, — уточнил Кононов. — Хотя мы понимаем, что времени до подписания проекта постановления осталось совсем немного».
При этом активист подчеркивает, что у осужденных все равно есть законная возможность избежать наказания. «Для них все равно останется шанс выйти на свободу раньше срока — при условии примирения с потерпевшей стороной», — отметил Кононов.
Председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Михаил Федотов предложение сообщества мотоциклистов не поддерживает.
«Постановление об амнистии всегда предполагает определенный консенсус в обществе и компромисс между жертвой и тем, кто совершил преступление, — рассказал «Газете.Ru» Федотов. — А по логике активистов из мотосообщества, нужно полностью отменять амнистию для всех преступников, совершивших преступления по неосторожности, а не только для тех, кто осужден по 264-й статье УК.
Председатель СПЧ отметил, что подобных предложений по поводу изменений в законопроекте будет поступать достаточно много. «Одни будут просить включить в амнистию какие-то категории осужденных, другие, наоборот, исключить, — пояснил собеседник.
— Все предложенные депутатами поправки будут рассматриваться профильным комитетом при подготовке законопроекта ко второму чтению».
Не нашло понимания предложение активистов и у депутата Госдумы и лидера партии «Автомобильная Россия» Вячеслава Лысакова.
«Когда совершают преступление, об амнистии никто не думает, поэтому ее отмена для такой категории преступников не даст положительно эффекта, — считает Лысаков. — При этом для уголовно осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, амнистия играет позитивную роль. Что касается примирения участников ДТП, то оно возможно только в том случае, если пострадавший остался жив. Даже в том случае, если человек стал инвалидом, он может простить виновника ДТП, это его личное дело. Но если человек погиб в аварии, родственники не имеют права прощать преступника — это аморально. Акт милосердия со стороны государства для совершивших преступление по неосторожности играет для уголовно осужденного позитивную роль. Это распространенная в большинстве стран практика».
Парламентарий также отметил, что существует и определенное количество ошибочно осужденных по этой статье водителей, для которых амнистия — единственный способ выйти из тюрьмы.
Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин в свою очередь считает, что нельзя амнистировать водителей, из-за которых в ДТП погибли люди. «Вместо этого нужно более внимательно относиться к обеспечению наказания и по возможности не лишать преступников свободы. У нас же сначала сажают всех подряд, а потом, когда тюрьмы переполняются, начинают выпускать по амнистии. Кроме того, такие преступники могут выходить на свободу по условно-досрочному освобождению — и в этом случае есть какие-то объективные обстоятельства их выпускать, скажем, за примерное поведение».
Правозащитник также отметил, что практически все осужденные по ст. 264 УК РФ выйдут на свободу в случае принятия законопроекта.
«Если единственное условие амнистии заключается в пятилетнем сроке заключения, то на свободе окажутся практически все водители-убийцы, поскольку на срок более пяти-шести лет у нас сажают очень редко, — пояснил собеседник. — За последнее время я помню только один случай, когда водителю дали восемь с половиной лет: он в состоянии опьянения сбил на скорости 200 км/ч семерых человек на Минской улице в Москве — вот его не выпустят разве что».
Напомним, что последняя амнистия, затронувшая водителей, была совсем недавно. Ее объявляли в конце 2013 года в честь 20-летия Конституции РФ. Тогда на свободу вышли только осужденные по ч. 1 ст. 264 УК РФ, устроившие тяжелые аварии в трезвом состоянии и без жертв.