Как сообщили «Газете.Ru» в ГИБДД Москвы, с января по ноябрь в столице было совершено в общей сложности 9457 случаев присвоения чужого автотранспорта. При этом было совершено 8109 краж (ст. 158 УК РФ, в полиции так классифицируют преступление, когда машину похищают с целью ее присвоения. — «Газета.Ru») и 1177 угонов (завладение транспортным средством без цели хищения, ст. 166 УК РФ). Грань между двумя видами правонарушений весьма тонкая, чем нередко пользуются преступники: наказание за угон значительно мягче, хотя в бытовом сознании эти два вида преступления трактуются одинаково. Кроме того, за 11 месяцев в Москве было совершено 102 грабежа и 69 разбоев, связанных с хищением автотранспорта.
Количество данных преступлений в Москве из года в год остается примерно на одном уровне. По итогам всего 2013 года в Москве было зафиксировано около 11,4 тыс. краж, угонов, грабежей и разбоев. И если в декабре не произойдет всплеска, то общий показатель за 2014 год составит около 10,5 тыс. машин, то есть примерно на 8–10% меньше, чем годом ранее.
Самыми популярными у злоумышленников традиционно остаются модели «АвтоВАЗа» — 1127 автомобилей. Продукция завода в Тольятти остается на лидирующих позициях уже не первый год, что можно объяснить большим разнообразием модельного ряда, а также огромной долей Lada во всем автопарке столицы.
Далее в рейтинге угоняемости традиционно идут японские марки. Второе место осталось за Toyota (770 машин), третье — за Mazda (470), четвертое — у Mitsubishi (446). Почти стольких же машин (440 машин) лишились владельцы корейской Hyundai.
На шестой строчке «хит-парада» расположилась корейская Kia — 400 машин. Далее следуют «ГАЗ» (395), BMW (390), Nissan (381). Замыкают десятку самых угоняемых марок в Москве Mercedes (348), от которого совсем ненамного отстал Land Rover — 342.
Традиционно раскрываемость подобных преступлений остается невысокой.
Сыщикам удалось выявить лишь 966 лиц, причастных к совершенным преступлениям. Особенно слабо раскрываются кражи автомобилей — 490 эпизодов, то есть 6% от общего числа.
При этом полиции удалось раскрыть более 30% угонов (401), около 40% грабежей (39) и больше половины разбоев (36).
«Лидерство «АвтоВАЗа» в рейтинге угонов объясняется простотой и легкостью краж этих автомобилей. Много ума тут не надо: любой школьник сядет и поедет,
— рассказал «Газете.Ru» генеральный директор компании Autosecurity Дмитрий Ханинев. — Ну и, конечно, ключевой фактор тут — это легкость реализации запчастей. Машины этой марки угоняют исключительно ради этого. С японскими марками тоже все определяет легкость сбыта: машины средней ценовой категории, запчасти стоят уже достаточно дорого, они востребованы и продать их не сложно».
Эксперт отмечает, что из года в год уровень технической оснащенности преступников растет и угнать любой автомобиль для них не составляет никакого труда. «Каждый год появляются кодграбберы, с помощью которых перехватывается сигнал сигнализации, поэтому и нам приходится каждый год дооснащать машины клиентов новым оборудованием, — рассказал Ханинев.
По словам эксперта, опытный угонщик способен угнать автомобиль любой марки без специальных средств защиты всего за 30 секунд.
«Это минимальный срок, иногда это минута-две, все зависит от скорости прошивания ключа, — рассказал эксперт. — Если брать базовую комплектацию, то наиболее защищены автомобили Mercedes, BMW и Audi. Штатный иммобилайзер, то есть штатный ключ автомобиля, у них более защищен, чем у других. То же самое можно сказать про новое поколение Mazda, хотя все это ничто по сравнению с тем, чем сегодня обладают преступники».
Глава Autosecurity уверен, что в следующем году количество преступлений, связанных с хищением транспорта, заметно возрастет. «Наступил кризис, и это сыграет очень заметную роль: угоняемость может вырасти на 15–20%. Примерно такая же тенденция наблюдалась и в кризис 2008–2009 годов, когда количество обращений к нам также заметно возросло», — подытожил эксперт.