За первые девять месяцев 2014 года на территории столичного региона московская ГИБДД зарегистрировала 7625 угонов и краж транспортных средств. При этом по сравнению с показателями аналогичного периода 2013 года количество этих преступлений снизилось на 9%.
По-прежнему наибольшее количество краж и угонов автотранспорта совершается в ночное время. Особой популярностью среди угонщиков среди иностранных моделей пользуются Mazda 3, Ford Focus, Mitsubishi Lancer, Hyundai Solaris и Kia Rio. Среди автомобилей отечественного производства первое место в рейтинге занимает Lada Priora. Отметим, что автоугонщики на протяжении долгого времени отдают предпочтение именно этим моделям.
Стоит отметить, что в полицейской статистике, как правило, разделяются угон и кража автомобиля.
«Обычному человеку не всегда просто понять, что, когда у него машина «уходит» с концами, это классифицируется в полиции не как угон, а как кража. Это разные статьи УК РФ, и наказание здесь разное. А угон — это когда машина нашлась где-нибудь брошенной в соседнем дворе», — разъяснил «Газете.Ru» замначальника пресс-службы главного управления уголовного розыска МВД РФ Игорь Мезинов.
Раскрываемость угонов продолжает оставаться невысокой — всего из угнанных за текущий год автомобилей в Москве было найдено 800 машин. Правда, было задержано еще 2483 машины из ранее угнанных или похищенных. Это 85% общего числа транспортных средств, задержанных всеми службами ГУ МВД России по Москве. Также было выявлено 2305 преступлений и установлено 2008 лиц, их совершивших, при этом 118 из них совершили угоны либо хищения транспортных средств.
За указанный период сотрудниками подразделений ГИБДД Москвы было найдено 456 транспортных средств, скрывшихся с мест ДТП с пострадавшими. Из них по разыскным ДТП со смертельным исходом транспортные средства установлены в 17 случаях.
При этом ведущий специалист центра оперативного реагирования «Цезарь Сателлит» Юрий Королевцев приводит собственные данные.
«По нашим официальным данным, пятерка лидеров по кражам и угонам выглядит следующим образом:
Toyota — 584, Mazda — 406, Mitsubishi — 387, Hyundai — 355, BMW — 312, — сообщил Королевцев «Газете.Ru». — Kia занимает шестую позицию, Ford — девятую. Кроме того, отмечается скачок интереса к автомобилям Land Rover».
По данным Королевцева, автомобили производства «АвтоВАЗа» сейчас ворует только низшая каста преступников, в основном для продажи на запчасти.
«Люди покупают авто за 3 млн руб., а потратить на его безопасность 40–50 тыс. руб. жалеют и надеются на удачу, — говорит эксперт. — Так и с отечественными автомобилями «ВАЗ»: ставят сигнализацию подешевле. Поэтому их воруют, чтобы просто покататься и бросить, когда кончится бензин, или для совершения преступления, а потом сжигают.
Средней руки угонщик не преминет воспользоваться «Жигулями», чтобы добраться до дома или похвастаться своей крутизной перед знакомыми».
Эксперт согласен с информацией о том, что наибольшее количество автоугонов происходит в ночное время и ранним утром.
«Сейчас и днем полиции мало — ее подсократили еще в 2011 году, — говорит Королевцев. — А ночью тем более. Кроме того, все имеющиеся автоэкипажи в основном находятся на конкретных выездах. Поэтому скрыться с места преступления ночью безопаснее. Нет пробок — на угнанной премиальной иномарке проще оторваться от преследования.
Ведь полицейские на их Ford Focus особо погонять не могут. Кроме того, у полицейских нет большого желания бросаться в погоню за угонщиком и тем более применять табельное оружие в силу особенностей правовой базы.
На сегодняшний день в городе нет конкретной силы, противостоящей угонщикам, которая существовала с 1996 по 2011 год».
Между тем эксперт признает, что в Москве, как и в России в целом, снижается количество автокраж и угонов благодаря активизации работы уголовного розыска. Этому способствует и развитие технических возможностей по защите автомобилей. А вот в Санкт-Петербурге отмечается всплеск автокраж.
Так, если в Москве в настоящее время воруют 24–27 машин в сутки, то в Санкт-Петербурге — 55–60.
«В Москве произошло на 717 подобных случаев меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и предпосылок к увеличению этих показателей нет, — говорит Королевцев. — Напротив, в столице наметилась активизация работы полиции, а именно уголовного розыска. Кроме того, появляются новые технические возможности, помогающие пресекать угоны. В первую очередь это система управления мобильными нарядами полиции (СУМН), благодаря которой находящиеся неподалеку автоэкипажи гораздо быстрее прибывают на места преступлений. Тревожный сигнал поступает в ГУ МВД по Москве за 10–12 секунд, и через 5–7 минут полицейские патрули уже начинают поиск угонщиков. Хороший эффект оказывает система видеонаблюдения. Кроме того, развиваются спутниковые компании, которые передают оперативную информацию в полицию».