Литовские перевозчики наладили грузопоток через Белоруссию после того, как с 21 ноября Россия ужесточила для них прохождение латвийско-российской границы. Об этом «Газете.Ru» сообщили в литовской ассоциации перевозчиков Linava.
Ранее многим литовским перевозчикам было удобно добираться до России через латвийскую границу. Плюсом для них была возможность попасть таким образом из Европы сразу на территорию нашего государства. Особенно актуально это обстоятельство стало в предновогодний период. Но неожиданно российские таможенники стали проявлять повышенное внимание к литовским фурам и подвергать их жесткой процедуре контроля. Комментируя эту ситуацию, руководитель Российской таможенной службы сообщил, что литовские перевозчики начали перевозить те товары, которые находятся в России под эмбарго.
«Оказалось, что из-за процессов, которые начались в конце прошлого месяца, нашим водителям пришлось по неделе и больше простаивать, ожидая досмотра на латвийско-российской границе», — отметили в Linava.
«К нам начали применять специальные досмотры, поскольку таможенники считали, что литовские перевозчики представляют собой больший риск и груз, который они везут, может находиться под эмбарго».
В итоге на границе таможенники забирали у них документы, а поговорить приходили только через сутки. Они требовали заплатить за погрузку или хранение в три раза больше, чем обычно. В итоге люди жили в терминалах по шесть-семь дней. Таких автомобилей на границе стояло по 150–200 каждый день, при этом за сутки проверялось только два грузовика. Но за все это время с нашей стороны не было зафиксировано ни одного случая провоза в Россию товаров, которые находятся под эмбарго.
По информации литовской ассоциации перевозчиков, в настоящее время ситуация на латвийско-российской границе остается прежней.
Там фуры по-прежнему проходят полный контроль, поэтому литовские грузовики предпочитают теперь избегать этого направления и везти товары через Белоруссию.
«Мы едем через Белоруссию — белорусы не применяют к нам ужесточенные проверки, а на белорусско-российской границе, поскольку единый Таможенный союз, проверок нет. Дело в том, что Белоруссия все еще признает систему TIR, и она более удобна для нас. – Если ехать, к примеру, через Финляндию, то перевозчикам приходится покупать иные гарантии, что создает дополнительные препятствия. На обратном пути следования у наших фур проблем нет, но скорее всего это потому, что они идут пустыми», — отметили в Linavа.
Как ранее сообщали местные СМИ, такое развитие событий привело к росту очередей на границе Литвы и Белоруссии. В понедельник здесь ожидала пропуска 461 фура: на пункте погранконтроля «Лаворишкес» стояли 200 фур, «Мядининкай» — 81, «Шальчининкай» — 80.
Напомним, что на ужесточение таможенного режима немедленно последовала реакция не только перевозчиков, которые начали искать иные пути въезда на российский рынок, но и литовских властей. Так, литовские дипломаты назвали эти действия дискриминационными и наносящими урон межгосударственным отношениям в области экономики. Замминистра иностранных дел Литвы направил ноту российскому послу и пообещал поставить в известность руководство ЕС. В МИД страны был приглашен посол России Александр Удальцов, которому вручили ноту протеста.
«Вице-министр иностранных дел Литвы Андрюс Кривас потребовал предоставить разъяснение причин сложившейся ситуации и незамедлительно прекратить эту дискриминационную практику, наносящую урон взаимным связям в областях экономики, культуры, туризма, человеческих контактов. Это не первый случай, когда Российская Федерация предпринимает аналогичные шаги относительно Литовской Республики. Последний раз это произошло осенью 2013 года, когда Литва председательствовала в Совете ЕС», — говорилось в пресс-релизе МИДа.
Напомним, что 20 ноября президент Литвы Даля Грибаускайте назвала Россию «террористическим государством», что вызвало довольно острую реакцию в России. После этого она на другом мероприятии еще раз высказалась в том же ключе.
«Я думаю, что Россия терроризирует своих соседей с помощью террористических методов».
«Правда, мир сегодня больше озабочен «Исламским государством» (организация запрещена в России), это основная цель. К сожалению, одновременно это удивительная возможность для Путина делать все, что ему заблагорассудится. Путин создает угрозу. Хотя бы и так называемые мирные переговоры в Минске, которые состоялись после ультиматума Путина. В них Запад и Европейский союз поддались на его условия: на практике это означает раздел Украины», — заявила Грибаускайте.
МИД России довольно оперативно ответил на слова президента Литвы, предположив, что столь враждебная риторика вызвана тем, что президент комплексует по поводу своего «советского прошлого». Вместе с тем в следующие за этим выходные, по странному совпадению, процесс пропуска автомобилей с литовскими номерами на границе существенно замедлился.
Чуть позже из уст литовских политиков вновь прозвучали агрессивные заявления. Так, министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс заявил, что согласен с президентом Далей Грибаускайте в том, что Россия является «террористическим государством».
«Я не раз говорил, что Россия поддерживает террористов», — заявил журналистам глава МИД Литвы. По его словам, «уже не раз доказано, что Россия отправляет на Украину боевиков, террористов, помимо этого тяжелое вооружение и танки».
Вслед за громкими заявлениями со стороны литовских властей последовали и конкретные шаги. Так, Украина и Литва договорились о поставках элементов вооружения. Кроме того, литовские инструкторы будут проводить обучение украинских солдат. Об этом в понедельник, 24 ноября, сообщил президент Петр Порошенко на совместной пресс-конференции с Грибаускайте.
Между тем в конце ноября литовская ассоциация автоперевозчиков, со ссылкой на российских таможенников, заявила своим членам, что у них пока не будут принимать документы на границе, сообщило агентство Delfi.
«Литва попала в черный список России уже не впервые. Если история повторится, ограничения будут временными, так как Литва – одна из транзитных стран и любое приостановление потока нанесет ущерб российской экономике», — прокомментировал ситуацию экономист банка Nordea Жигимантас Маурицас.
Пока дипломаты продолжают обмен колкостями, литовские перевозчики сетуют, что их услугами перестают пользоваться крупные компании. При организации поставок в Россию из ЕС они предпочитают выбирать перевозчиков из Польши, Латвии, Финляндии и самой России. При этом многие литовские транспортные компании даже при получении заказов принимают решение отказаться от поездок в Россию.
«Российское направление становится менее интересным, и часть перевозчиков отказывается от этого направления, поскольку нельзя угадать, что там происходит, — сообщили «Газете.Ru» в Linava. — Кто-то определенно использует эту возможность, чтобы повернуть рыночную ситуацию в свою пользу. Но пострадают при этом сами российские потребители, которым придется покупать более дорогие товары. — Нам очень обидно, что из-за введеного эмбарго со стороны России в отношении ряда товаров перевозчики потеряли возможность даже перевозить их в режиме транзита к примеру в тот же Казахстан, где данные санкции не действуют».
Между тем в конце прошлой недели Белоруссия возобновила таможенный досмотр в отношении фур, следующих из России, несмотря на действующий Таможенный союз, заключенный между нашими государствами. В результате на границе России и Белоруссии на трассе М1, основной магистрали, связывающей обе страны, образовались пробки из фур. Водителям-дальнобойщикам, следующим в Белоруссию, приходится тратить около двух дней на прохождение таможенного контроля.
В Федеральной таможенной службе (ФТС) подтвердили, что в настоящее время таможенные службы Белоруссии возобновили досмотр грузового автотранспорта на границе с Россией. Российские таможенники на границе с Белоруссией таможенный досмотр пока не возобновляли. Также в ФТС подтвердили наличие затруднений при пересечении грузовым автотранспортом российско-белорусской границы. «Есть информация о единичных случаях», — рассказала ТАСС представитель пресс-службы ФТС Елена Грач, отказавшись комментировать, будет ли возобновлен таможенный контроль с российской стороны.