Пробка из фур длиной около 15 км скопилась на границе России и Белоруссии на трассе М1, основной магистрали, связывающей обе страны. Водителям-дальнобойщикам, следующим в Белоруссию, приходится тратить около двух дней на прохождение таможенного контроля. В очереди стоят как российские, так и иностранные водители. Об этом «Газете.Ru» сообщил председатель центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко.
У стоящих в пробке российских дальнобойщиков белорусские таможенники продолжительное время проверяют документы. По мере возникновения вопросов, претензий и подозрений они принимают решение о тщательном досмотре фур. При этом таможенный контроль транспортных средств на границе России и Белоруссии был прекращен с апреля 2011 года. Такой шаг был сделан в связи со вступлением в силу соглашений о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, согласно которым транспортный контроль осуществляется на внешних границах Таможенного союза.
В Федеральной таможенной службе (ФТС) подтвердили, что в настоящее время таможенные службы Белоруссии возобновили досмотр грузового автотранспорта на границе с Россией. Российские таможенники на границе с Белоруссией таможенный досмотр пока не возобновляли. Также в ФТС подтвердили наличие затруднений при пересечении грузовым автотранспортом российско-белорусской границы. «Есть информация о единичных случаях», — рассказала ТАСС представитель пресс-службы ФТС Елена Грач, отказавшись комментировать, будет ли возобновлен таможенный контроль с российской стороны.
Между тем, по информации самих водителей, застрявших на границе, продолжительность заторов гораздо выше.
«Стоят в пробке все: и россияне, и прибалты, и белорусы, — сообщил «Газете.Ru» Войтко. — Но только при проверке одни сразу проскакивают погранпереход, а других проверяют с документами.
Весь этот процесс происходит очень долго, можно застрять и на двое суток, — говорит Войтко. — И одно дело, когда их задерживают при проверке, так еще минимум сутки приходится ждать самого перехода границы. Белорусские таможенники тщательно инспектируют все фуры, которые следуют из России в Европу транзитом. А пока проверяются документы, водители вынуждены там мерзнуть. Мне отзванивались несколько ребят — им совершенно непонятно, почему так происходит, ведь все привыкли, что в Белоруссии границу можно проходить достаточно свободно.
Сейчас «хвост» пробки растянулся на 12–15 км. Получается, что там стоит около 700 фур и под конец рабочего дня ситуация не изменилась в лучшую сторону.
Проблемы с пересечением границы возникли исключительно у фур — легковой транспорт пересекает границу в обычном режиме».
Председатель союза уверен, что причиной усиленных проверок белорусскими пограничниками грузовиков, следующих из России, стали политические взаимоотношения между соседними государствами. При этом неприятности ложатся на простых водителей и перевозчиков, которые вынуждены нести серьезные издержки из-за простоев.
«Око за око, зуб за зуб, — говорит Войтко. — Как это и бывает в межгосударственных отношениях.
До этого инцидента фуры усиленно проверяла российская таможня, теперь белорусы отвечают тем же. Что бы они ни объясняли, мы знаем истинные побудительные мотивы.
Государства обмениваются колкостями, а рикошетом все это бьет по водителям и бизнесменам».
Отметим, что о пробках на границе России и Белоруссии из-за тщательных проверок фур ранее сообщали и местные СМИ. Отмечается, что проверки проводятся для пресечения попыток незаконных перевозок, в том числе топлива. Согласно данным гомельского УВД, в ночь с 4 на 5 декабря были пресечены четыре попытки незаконного провоза потребительского импорта.
О больших пробках также стали писать и пользователи соцсетей.
Между тем ранее сообщалось, что Россельхознадзор вернул более 360 тонн европейской плодоовощной продукции, которую пытались поставить в Россию через Белоруссию.
Так, с 24 по 27 ноября в пунктах предварительного уведомления «Красная горка», «Кругловка» и «Красный камень» инспекторами управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям запрещен транзит 19 партий польской и греческой подкарантинной продукции общим весом более 360 тонн, следовавшей в Республику Казахстан. Все эти пункты предварительного уведомления пунктами пропуска не являются.
С 24 ноября Россельхознадзор обязал осуществлять транзит растительной продукции через территорию России в третьи страны, в том числе в Казахстан, только через пункты пропуска, расположенные на государственной границе.
На этот шаг ведомство было вынуждено пойти из-за участившихся в последнее время случаев контрабанды. Раньше такой контроль мог осуществляться также на пунктах пропуска на границе Белоруссии и Казахстана.
Таким образом Россия планирует бороться с контрабандой мяса неизвестного происхождения с использованием поддельных сертификатов. Кроме того, Россельхознадзор ужесточил транзит продуктов через территорию России, введя новую схему контроля за ввозом растительной и животноводческой продукции из Белоруссии.
Отметим, что еще один политический скандал возник в конце ноября, когда российская таможня ужесточила правила въезда для всех автомобилей с литовскими номерами. Так, российские пограничники ввели стопроцентный досмотр всех легковых и грузовых автомобилей с литовскими номерами при пересечении границы с Калининградской областью. По данным Службы охраны государственной границы Литвы (СОГГЛ), в результате при проходе границы каждый литовский водитель, въезжающий в Россию или выезжающий из Калининградской области, теряет около четырех часов.
Литовские дипломаты назвали эти действия дискриминационными и наносящими урон межгосударственным отношениям в области экономики. Замминистра иностранных дел направил ноту протеста российскому послу и пообещал поставить в известность руководство ЕС.
Инцидент связали с недавним заявлением президента Литвы, в котором она назвала Россию «террористическим государством», выражая поддержку позиции Украины в конфликте на Донбассе.
Более того, литовские власти объявили, что готовы помогать украинцам оружием, лечить раненых солдат и проводить обучение военнослужащих украинской армии. Именно после этих событий литовские грузоперевозчики и столкнулись с проблемами.
Сразу вслед за российско-литовской границей огромные пробки из грузовиков образовались и на границе с Латвией. Очередь на прохождение границы растягивалась более чем на 400 машин, а время ожидания достигало 30 часов.
Латвийская сторона тогда сообщила, что пробка возникла из-за российских таможенников, сделавших проверки транспорта более тщательными. Не исключено, что очереди в Латвии спровоцировали именно литовские фуры, которые решили избежать пробок, воспользовавшись переходом через латвийско-российскую границу.
«Российская сторона начала выполнять усиленные контрольные мероприятия, поэтому начинают образовываться очереди грузовых автомобилей и существенно увеличивается время прохождения границы для грузового автотранспорта на КПП «Терехово» — «Бурачки» и «Гребнево» — «Убылинка», — говорилось в официальном сообщении ведомства.
Что касается Латвии, то сначала латвийские власти выслали из страны российского политолога Константина Симонова, спровоцировав резкую реакцию российского МИДа, а затем заявили, что недалеко от латвийских территориальных вод зафиксирована российская подлодка. Это заявление вызвало язвительную реакцию со стороны Минобороны РФ.