Отмена украинским правительством утилизационного сбора, за введение которого долго боролись местные автопроизводители, а также увеличение акциза на новые автомобили приведут украинские автомобильные компании к остановке производства. Об этом одному из украинских СМИ рассказал владелец крупнейшей автомобильной корпорации «Укравто» Тариэл Васадзе.
По словам предпринимателя, заниматься сборкой автомобилей в Украине невыгодно — лучше продавать импорт. Основным препятствием к производству автомобилей стало решение правительства Арсения Яценюка о снижении спецпошлин и отмене утилизационного сбора.
«Это был предвыборный популизм: дескать, уберем сбор, и автомобили подешевеют, — говорит Васадзе. — В реальности сбор убрали, но добавили акциз, который платят все — и импортеры, и производители.
Для людей автомобили стали дороже, а такое решение помогло только внешнему производителю. Так выглядят «равные» условия, которых требует Европа».
По мнению предпринимателя, утилизационный сбор был введен на Украине как ответная мера на действия России, которая первой ввела его на своем рынке. Теперь же Украина попала в такую ситуацию, что местным автопроизводителям невыгодно поставлять свою продукцию в Россию из-за высокого утилизационного сбора.
В то же время машины, производимые в России, могут ввозиться на территорию Украины в рамках зоны свободной торговли между странами СНГ без каких-либо ограничений.
«Создается впечатление, что промышленность у нас никому не нужна, — говорит Васадзе. — С 2008 года, когда Украина вступила в ВТО, на Украине стабильно нарушен торговый баланс — в структуре общих продаж автомобилей 90% приходится на импорт. Автомобили занимают второе место по оттоку валюты из страны».
«В свое время россияне как бы сказали миру: хотите наш рынок — инвестируйте, производите здесь и продавайте. В результате за несколько лет появилось 22 новых завода мировых производителей, — приводит пример Васадзе. — Инвестировать в производство автомобилей при существующем инвестиционно-законодательном климате инвесторы не хотят».
«Если так будет продолжаться, то автомобили из РФ через три-четыре года завоюют наш рынок», — полагает глава «Укравто».
О том, что целесообразность сохранения промышленного производства автомобилей на Украине оказалась под вопросом, заявляли ранее и эксперты «Укравтопрома». Украинские аналитики считают, что снижение спецпошлин и происшедшее вместе с этим увеличение ставок акцизного налога на новые автомобили оказало существенное давление на автопроизводителей, которые, по сути, оказались лишены защиты государства.
На данный момент корпорация «Укравто» владеет Запорожским автозаводом (ЗАЗ), Ильичевским заводом автомобильных агрегатов и польским предприятием Fabryka Samochodów Osobowych S.A. Кроме того, «Укравто» является дистрибутором 13 мировых автомобильных брендов и владельцем крупнейшей в Украине дилерской сети. Сейчас компания практически прекратила производство и продажу автомобилей на Украине.
Российские эксперты считают возможным такой сценарий, при котором огромную часть автомобильного рынка Украины в будущем составят ввозимые из России автомобили.
«Украина и сейчас является крупнейшим экспортным рынком для России, — рассказал «Газете.Ru» управляющий партнер EURussia Иван Бончев. — И такое развитие событий вполне возможно. Безусловно, тут многое будет зависеть от политических и экономических отношений как России с Украиной, так и Украины с Евросоюзом.
Если предположить, что политическая обстановка на Украине стабилизируется, то местный авторынок сможет выйти в будущем на уровень 300 тыс. автомобилей в год. По грубым оценкам, около 50% рынка может составить экспорт из России».
Аналитик «ВТБ-Капитал» Владимир Беспалов также полагает, что объем производимых в России и экспортируемых на Украину автомобилей через несколько лет может существенно увеличиться.
«С уверенностью утверждать это нельзя, так как пока непонятно, как будут строиться отношения двух стран, — рассказал «Газете.Ru» эксперт. — Но такому исходу, безусловно, может способствовать плачевная ситуация с автомобильным производством на Украине, которое особых перспектив в сложившейся ситуации не имеет. На данный момент защита украинского авторынка существенно снизилась».
Напомним, что из-за сложной политической ситуации на юго-востоке Украины в Донецкой и Луганской областях под угрозой оказалась работа крупнейших местных автопредприятий ЗАЗ и «Богдан». Их основной рынок сбыта — российский — для Украины потерян. Комплектующие, предназначенные для заводов, не могут достичь пунктов назначения. В частности, только у ЗАЗ среди поставщиков комплектующих в Донецкой области находится 25, а в Луганской — 11 предприятий.