Во вторник стало известно, что санкции западных стран в отношении России едва не ударили по отечественному автопрому. Об этом премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву доложили в ходе его визита на один из заводов группы компаний «Автотор» в Калининграде.
В ходе общения с премьером и экскурсии по заводу председатель совета директоров «Автотора» Владимир Щербаков посетовал, что правительство Канады ранее направило письмо канадской компании Magna International с предложением прекратить сотрудничество с «Автотором».
Европейское подразделение Magna, одного из крупнейших в мире производителей автокомплектующих, владеет 40% акциями управляющей компании, которая участвует в разработке проекта автокластера с планируемой годовой мощностью 150 тыс. машин различных брендов к 2016 году. Еще 60% акций совместной компании принадлежат «Автотору».
Планируется, что в конечном итоге в рамках сотрудничества с различными иностранными партнерами в Калининградской области появится 21 новое предприятие – шесть автозаводов полного цикла, а также 15 заводов по производству автокомпонентов.
Как рассказал премьеру Щербаков, правительство Австрии, где базируется «дочка» Magna, намерено продолжить сотрудничество с Россией. В свою очередь, Медведев поручил главе Минпромторга Денису Мантурову держать ситуацию под контролем, в том числе в плане взаимоотношений с канадскими компаниями.
«Надо нам посмотреть и какое-нибудь письмо отправить», — заявил он.
Между тем, как выяснила «Газета.Ru», канадское письмо в конечном итоге никак не повлияет на российский автопром.
«Это письмо уже пройденный этап, ситуация вокруг него завершилась еще месяц назад — и завершилась она благополучно, — рассказал «Газете.Ru» президент «Автотор Холдинг» Валерий Драганов. —
Мы заключили соглашение с «дочкой» канадской Magna, которая на 100% базируется в Австрии, имеет европейскую юрисдикцию, поэтому предписание правительства Канады ее напрямую не касается.
А правительство Австрии, как и заявил сегодня Владимир Щербаков, ничего против этого сотрудничества не имеет».
Драганов отметил, что канадское правительство через материнскую компанию Magna Interantional никак не могло повлиять на европейского партнера «Автотора». «Но тут есть и более важный момент, о котором правительство Канады просто не знает. Финансовые риски в случае прекращения сотрудничества лежат не на нашей стороне. И если бы эти санкции были бы введены, Magna, уверяю вас, понесла бы очень серьезные убытки — в миллионы долларов», — рассказал глава «Автотор Холдинг».
Более того, оказалась, что, даже если бы санкции были применены, большого влияния на развитие кластера в Калининграде они бы не оказали, так как речь идет об участии канадско-австрийской компании только в начальной стадии проекта.
«Magna действительно владеет 40%, но речь идет только о первом этапе сотрудничества, который заключается в подготовке технико-экономического обоснования (ТЭО) совместного проекта, — пояснил Драганов. — Второй этап — это разделение рисков и будущих прибылей в случае вхождения в СП по строительству завода для производства автокомпонентов, когда мы уже становимся соинвесторами».
В ходе визита Владимира Щербаков заверил Медведева, что первая очередь нового кластера будет введена в строй к 2016 году.
Комментируя перспективы реализации второй очереди проекта к 2018 году, Щербаков заявил: «Надеемся, что тоже справимся, но сегодня некоторые нюансы есть».
«Эти нюансы связаны с тем, что 1 апреля 2016 года заканчивается действие льгот на беспошлинный ввоз автокомпонтентов в Калиниградскую область, — пояснил Драганов. — Об этом сегодня в ходе встречи премьер-министр тоже говорил».
По его словам, уверенность Щербакова в успешной реализации первого этапа базируется на уже заключенных соглашениях с целым рядом крупных инвесторов. «Мы успешно ведем переговоры с другими производителями, помимо Magna.
С тремя из них мы уже подписали соглашения, и сегодня объем очевидных инвестиций в проект уже составляет €1,5 млрд. Одна из этих компаний – BMW. Имена других я бы пока называть не хотел, — рассказал глава «Автотор Холдинг».
В ходе визита Дмитрий Медведев осмотрел экспозицию выпускаемых «Автотором» автомобилей, а также производственные площадки предприятия. Медведев поинтересовался планами компании, в том числе с учетом необходимости повышения уровня локализации производства. Кроме того, он напомнил, что 1 апреля 2016 года заканчивается действие таможенных льгот на ввоз автокомпонтентов, что может серьезно ударить по региональным производителям.
Письмо в Magna — уже не первый шаг канадского правительства в отношении России из-за ситуации на Украине.
Ранее руководство страны, поддерживающее официальный Киев, уже ввело санкции в отношении нескольких десятков крымских и российских чиновников, а также около 20 крупных российских предприятий.
Кроме того, в марте этого года о замораживании всех своих российских проектов объявил крупный канадский производитель самолетов Bombardier. В частности, компания собиралась создать в 2014 году совместное предприятие в Ульяновской области, объем инвестиций в которое оценивался в $100 млн.
Группа компаний «Автотор» создана в 1994 году. Проект производства автомобилей, в который к настоящему времени совместно с иностранными партнерами инвестировано уже более €440 млн, создавался под условия особой экономической зоны в Калининградской области. Ежегодно «Автотор» производит около 250 тыс. автомобилей под марками BMW, KIA, Opel, Cadillac, Chevrolet и Hyundai – в общей сложности 33 различные модели. Благодаря этому предприятие удерживает второе место в России по этому показателю после «АвтоВАЗа».