Во вторник стали известны результаты мартовских продаж в России легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV). За прошедший месяц ситуация на рынке не изменилась. В январе-феврале рынок потерял 2% — такой же показатель сохранился и по итогам первого квартала.
Всего за март 2014 года в России было реализовано 243 335 машин, такие данные приводит комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Председатель АЕБ Йорг Шрайбер считает, что замедление темпов снижения авторынка, которое наблюдается в последние месяцы, можно считать сигналом стабилизации.
«Год назад российский автомобильный рынок перешел в фазу сжатия, что месяц за месяцем подтверждалось уменьшением продаж по сравнению с результатом, достигнутым годом ранее. Единственное исключение в этом ряду – декабрь прошлого года, — заявил Шрайбер. –
Создается ощущение, что в марте 2014 года стабилизация наконец была достигнута. Самый главный вопрос на повестке дня — сможет ли она продлиться».
Шрайбер отмечает, что подавляющее большинство участников рынка сходится во мнении, что недавний всплеск спроса был вызван краткосрочными факторами, что в свою очередь приведет к уменьшению покупательской активности во втором квартале этого года.
«Однако банк заказов на новые автомобили, сформированный в ходе этого недавнего всплеска спроса, будет способствовать улучшению статистики продаж в ближайшие один-два месяца», — говорит председатель АЕБ.
В десятке самых популярных марок по итогам трех месяцев особых изменений нет. Первое место с большим отрывом занимает Lada.
За три месяца 2014 года «АвтоВАЗ» смог нарастить продажи до 91 603 единиц, но по-прежнему находится в минусе относительно результатов за тот же период 2013 года (-15%).
Объем продажи марки Renault в январе-марте уменьшился до -4%, в сравнение с первым кварталом прошлого года – до 46 252 единиц, что можно объяснить падающим спросом на модель Logan, ожидающую обновления.
С небольшим отставанием, третье место по продажам продолжает удерживать Nissan. За январь-март было продано 45 744 автомобиля, это на 27% больше, чем в прошлом году.
По итогам мартовских продаж Hyundai (+1% и 41 307 машин) и Kia (+1% и 42 289 машин) поменялись местами: 4-е и 5-е места соответственно.
Не сбавляет оборотов Toyota, которая второй месяц подряд фиксирует 33% рост продаж (7-е место и 35 057 автомобилей).
На одной позиции выше остается Chevrolet, продажи которой второй месяц подряд также остаются на прежнем уровне – за первый квартал было реализовано 35 307 автомобилей, что на 3% ниже, чем в 2013 году.
Немецкий производитель Volkswagen смог сократить темпы падения спроса, реализовав по итогам первого квартала 34 331 автомобиль. Это на 3% меньше, чем в прошлом году.
Замыкают десятку Mitsubishi (+14% и 21 842 машины) и Skoda (+1% и 18 892 машины).
Все автомобили, вошедшие в топ-10 самых продаваемых моделей по итогам первого квартала, производятся в России.
Список бестселлеров уверенно возглавляет модель Lada Granta. За январь-март 2014 года «АвтоВАЗ» реализовал 32 493 автомобиля, что на 13% меньше в сравнении с тем же периодом 2013 года.
Hyundai Solaris, сохранивший второе место, по результатам первого квартала не потерял в процентном соотношении — 25 444 проданных автомобиля, что всего на 56 машин меньше, чем в январе-марте 2013 года.
Еще одна бюджетная корейская машина Kia Rio вернулась на третье место по итогам трех месяцев – продажи модели увеличились на 6% и составили 20 926 единиц.
Renault Duster, занимавший в феврале третье место, сместился на одну строчку вниз, несмотря на 12% роста (20 547 машин).
В очередной раз выросли продажи модели Lada Largus (7-е место). По сравнению с первым кварталом 2013 года объем реализации модели увеличился на 44% и составил 14 602 единицы.
Еще одну модель завода в Тольятти, Priora (8-е место), купили 12 961 раз (-22%).
Помимо Largus, по приросту в январе-марте лидируют модели Mitsubishsi Outlander (+42%) и Toyota Corolla (+51%).
Директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover компании «Авилон» Андрей Горшков считает, что март был достаточно неоднозначным с точки зрения продаж: первая половина месяца была лучше, чем вторая.
«Безусловно, на настроения покупателей оказали влияние такие события, как Олимпиада, ситуация на Украине и колебания курса рубля, — заявил «Газете.Ru» эксперт. — На этом фоне улучшение обстановки на рынке скорее стоит связывать с отложенным спросом, а также с поступлением автомобилей 2014 года выпуска, на которые уже давно был сформирован предзаказ».
Он отметил и тот факт, что поскольку в марте для многих производителей заканчивается финансовый год, они прилагали максимум усилий к тому, чтобы двигать показатели рынка вверх.
Руководитель дилерского центра «Skoda Рольф» Светлана Виноградова отмечает, что российский рынок продолжает падать в сегменте легковых автомобилей и LCV за счет сокращения спроса на отечественные и низкобюджетные марки. «При этом надо учитывать, что на продажи в первом квартале 2014 года влияли большие скидки, предлагаемые дилерами, а также страх потенциальных покупателей грядущего подорожания автомобилей на фоне окончания действия спецпрограмм», — завила «Газете.Ru» Виноградова.
Дополнительный эффект на негативную динамику рынка, по мнению эксперта, оказывает и нестабильность национальной валюты.
«Мы полагаем, что темпы развития отечественного авторынка продолжат снижаться.
Результаты первого квартала не должны вызывать эйфорию, — отмечает Виноградова. — Снижение экономического роста и ослабление рубля приведут к падению отечественных брендов и последующему падению всего сегмента легковых и легких коммерческих автомобилей, по оптимистическому сценарию — на 1–3%, по пессимистическому — на 5–10%».