Письмо с просьбой возобновить льготную программу автокредитования в Минпромторг направила Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), представляющая интересы около 500 официальных дилерских центров в России. Послание (имеется в распоряжении «Газеты.Ru») адресовано замминистра промышленности и торговли Алексею Рахманову.
Эксперты организации уверены, что возобновление госсубсидирования автокредитования по аналогии с такой программой Минпромторга 2013 года выглядит логичной мерой господдержки. Проведя анализ предыдущих таких мер, а также текущей ситуации на автомобильном рынке, в РОАД подготовили свои предложения по содержанию будущей госпрограммы.
«Кто ничего не просит, тот ничего не получает, — сказал «Газете.Ru» президент РОАД Андрей Петренко. – В нашем обращении четко показана корреляция объемов продаж автомобилей в зависимости от того, действует государственная программа поддержки или нет. Конечно, у государства есть свои приоритеты при распределении средств, но наше мнение, безусловно, должно быть учтено. Льготная программа автокредитования позволяет в полном объеме реализовать ожидания клиентов.
В настоящее время все возможности рынка подходят к концу – ему необходима поддержка.
Я не могу сказать, что при отсутствии этой программы рынок совсем встанет. Но мы ожидаем, что он сильно просядет, и не на 2–3%, как предсказывает Минпромторг, а на 6,5–7%».
Одно из предлагаемых дилерами нововведений — повышение верхней границы ценового коридора приобретаемого автомобиля до 1 млн руб. Напомним, что ранее сумма, за которую можно было приобрести легковушку с привлечением льготных заемных средств, была ограничена 750 тыс. руб. Причина в том, что по итогам 2013 года на продажи 24 производимых в России авто различных брендов стоимостью до 1 млн руб. пришлось 46% авторынка, всего в списке 76 моделей.
«Желание увеличить возможный порог до миллиона рублей обусловлено чистой статистикой, — объяснил Петренко. — Мы предлагаем расширить коридор стоимости моделей, но при этом сократить процент этих субсидий – получается, что деньги те же самые, но охват совсем другой. Сейчас спрос смещается в сторону более дорогих автомобилей, и представленная выборка сделана главным образом на основе того, что производит наша страна. Поэтому стимулирование автомобильных продаж может послужить и развитию отечественных предприятий».
С необходимостью расширения ценового коридора согласна Татьяна Луковецкая, генеральный директор крупного автодилера «Рольф».
«Падение продаж связано в первую очередь с уменьшением спроса на отечественные марки и автомобили, находящиеся в низком ценовом диапазоне, — рассказала Луковецкая «Газете.Ru».
— В прошлом году максимальный рост продаж пришелся на автомобили стоимостью $25–35 тыс., которые находились за пределами этого порога. Следовательно, программа могла быть эффективнее.
Во-вторых, в основном падают продажи автомобилей сегментов B и C. При потолке в 1 млн руб. под программу попадают некоторые модели кроссоверов, спрос на которые продолжает расти, а кроме того, некоторые модели класса D, которые также пользуются устойчивым спросом».
Поскольку увеличение предельной суммы потребует дополнительных расходов со стороны государства, в РОАД предложили сократить субсидии с 2/3 до 1/2 ставки рефинансирования, а также установить более строгие требования к качеству заемщиков. Кроме того, эксперты считают целесообразным стимулирование автопроизводителей за счет субсидирования.
Пока официального ответа со стороны Минпромторга на письмо не поступило, но в ближайшее время в РОАД надеются получить информацию о будущем льготной программы. Дилеры рассчитывают на положительное решение со стороны профильного ведомства.
Можно предположить, что уверенности им придает заявление вице-премьера Аркадия Дворковича о том, что по итогам первого квартала 2014 года правительство примет решение о возобновлении льготного автокредитования. «Если мы увидим, что ситуация в автопроме не будет улучшаться, значит выйдем с предложением по продолжению подобной программы и в 2014 году», — заявлял чиновник в начале года.
Отметим, что, согласно данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых автомобилей по итогам января-февраля 2014 года сократились на 4% (13 602 единицы) в сравнении с аналогичным периодом 2013-го. В марте, согласно прогнозам экспертов, на рынке будет по-прежнему наблюдаться негативная тенденция.
При этом на прошедшем недавно отраслевом совещании в Нижнем Новгороде министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что Минпромторг не будет возобновлять в этом году программу льготного автокредитования.
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов считает, что в свете заявления Мантурова в ближайшие месяцы нельзя рассчитывать на то, что программа будет возобновлена, и денег на нее в бюджете нет.
«Такие программы необходимы в случае, если рынок падает очень сильно – на 20–30%, — рассказал Беспалов «Газете.Ru». — В таком случае они помогают сгладить это падение и его последствия. Если же замедление рынка не очень большое, как это происходит сейчас, то особой необходимости в ней нет.
Просто произойдет перераспределение спроса – его перетянут с более поздних периодов на более ранние, но фундаментально не изменится ничего. И запускать ее не имеет особого смысла, пока ситуация на рынке не принимает драматические формы. Я думаю, что правительство будет следить за ситуацией, и не исключаю ситуации, что при сильном обвале рынка такая программа может быть введена».
Исполнительный директор «Рольф» Виталий Павловский считает, рынок нуждается в дополнительном стимулировании, поскольку продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России падают с марта 2013 года.
«В первом квартале 2014 года рынок рос в значительной мере за счет больших скидок, — отметил Павловский в беседе с «Газетой.Ru». — Стимулировала его и девальвация национальной валюты в свете предстоящего повышения цен на модели 2014 года.
Сейчас эти предложения закончатся, кроме того, ожидается прирост цен почти по всем брендам в диапазоне 2–4%, которые будет ощущаться гораздо сильнее на фоне прекращения действия спецпрограмм. Показательным в плане прогноза рынка будет апрель-май. Большинство участников, включая правительство, ожидают падение рынка. Портфель автокредитов банков будет также сокращаться».