В 2014 году «Росавтодор» осуществит строительство и реконструкцию 84 участков федеральных автомобильных дорог общего пользования протяженностью 534,2 км. На эти цели будет направлено 141,9 млрд руб., говорится в официальном сообщении пресс-службы организации.
В ведомстве отмечают, что федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России» (2010–2020 годы) предусматривает строительство и реконструкцию в 2014 году всего 405 км автодорог, а оставшиеся 129,2 км «Росавтодор» построит дополнительно.
«Вместо зимней автомобильной дороги на Якутск от Невера, где летом были непроезжие направления, появятся километры капитальной дороги с твердым покрытием, доступной для движения автомобильного транспорта как зимой, так и летом, — говорится в официальном сообщении начальника Управления проектирования и строительства автомобильных дорог «Росавтодора» Тимура Лубакова.
— Или вместо двухполосного участка автомобильной дороги М5 «Урал» с неудовлетворительным качеством асфальтобетонного покрытия к концу года появятся 48 км современной четырехполосной автотрассы, соответствующие всем требованиям безопасности и комфорта».
Напомним, что в соответствии с поручениями президента РФ «Росавтодором» определены 11 приоритетных направлений развития федеральных автомобильных дорог: М5 «Урал» Москва – Челябинск, М9 «Балтия» Москва – Рига, М29 «Кавказ» Краснодар – Баку, М51,53,55 «Байкал» Челябинск – Чита, М56 «Лена» Невер – Якутск, М60 «Уссури» Хабаровск – Владивосток, М18 «Кола» Санкт-Петербург – Мурманск, М7 «Волга» Москва – Казань, М8 «Холмогоры» Москва – Архангельск, А180 «Нарва» Санкт-Петербург – Таллин, Р21 «Кола» Санкт-Петербург – Петрозаводск.
«Если рассмотреть эти 11 направлений, то
в 2014 году максимум ресурсов на себя заберут восемь участков (81,9 км) дороги М56 «Лена», 10 участков (48 км) М5 «Урал», 6 участков (44,7 км) М7 «Волга», 7 участков (57,8 км) М60 «Уссури», — заявили в «Росавтодоре».
Президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций «РОДОС» Олег Скворцов считает, что объемы работ по строительству и реконструкции дорог, запланированные на 2014 год, в масштабах страны ничтожно малы.
«584 км дорог — это очень мало, — сказал Скворцов «Газете.Ru».
— Сейчас общая протяженность дорожной сети в России составляет порядка 1 млн км, а в год мы в общей сложности строим 2000 км. Так что подобное соотношение весьма скромное по отношению, к примеру, к тому же Китаю, где ежегодно строят до 30–40 тыс. км дорог».
По мнению эксперта, на ремонт, содержание и развитие дорог в России ежегодно необходимо тратить до 3% от ВВП.
«У нас не до конца отработан вопрос с финансированием, — полагает Скворцов. — Министерство транспорта еще во времена министра Левитина провело большую работу и возродило дорожные фонды, но этого все равно мало. В целевой программе записано, что к 2020 году мы будем иметь почти половину дорог, которые не соответствуют техническим нормам. Опыт других стран показывает, что именно развитие дорожно-транспортных сетей приводит к экономическому развитию государства. При этом мы относимся к категории развивающихся стран, а значит, у нас темпы роста должны быть гораздо выше.
А на деле у нас 28 тыс. населенных пунктов вообще не связаны между собой дорогами. В Европе, Америке, Канаде вы такого не встретите, а вот в Африке наверняка.
Согласно докладу Всемирного банка о состоянии дорожной сети, у нас затраты на дороги составляют около 1% от ВВП. Для того чтобы содержать и ремонтировать существующие дороги на нормальном уровне, необходимо тратить 2% от ВВП. Если же мы хотим развивать дорожную сеть, то уровень расходов нужно довести до 3% от ВВП».
В свою очередь в «Росавтодоре» обещают, что сделают все возможное для удвоения объем строительства дорог в ближайшие годы.
«За период 2003-2012 годов в России было осуществлено строительство и реконструкция 3,8 тыс. км автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Для обеспечения удвоения строительства и реконструкции этих дорог в 2013-2022 годах необходимо ввести в эксплуатацию 7,6 тыс. километров», - сообщили «Газете.Ru» в «Росавтодоре». - Госпрограммой РФ «Развитие транспортной системы», а также откорректированной ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», предусмотрено обеспечить строительство и реконструкцию 7,4 тыс. км автомобильных дорог общего пользования федерального значения. С учетом предусмотренных на 2019-2020 годы ежегодных объемов ввода автомобильных дорог общего пользования федерального значения более 1 тыс. км, в 2013-2022 годах ожидается ввод около 10 тыс. км,
то есть выполнение поручения президента об удвоении строительства и реконструкции в части автомобильных дорог программными документами предусмотрено и будет выполнено при условии недопущения на период до 2022 года сокращения объемов финансирования по сравнению с ФЦП».
В свою очередь Олег Скворцов уверен, что помимо работы над транзитными направлениями ведомству стоит уделить повышенное внимание ремонту дорог в Подмосковье.
«Те дороги, которые назвал «Росавтодор» среди приоритетных, представляют собой транзитные направления. И это правильно, — считает Сковрцов. — Но им стоит обращать внимание на Подмосковье: дороги там в ужасном состоянии. Сейчас ведутся работы на Ярославском, Ленинградском и Минском шоссе. Но остается ряд направлений, которые перегружены, и перспектив нет.
При этом мы находимся на первом месте по аварийности. «Росавтодор» пытается решать эту проблему, и в это приоритетное направление необходимо вкладывать деньги. Ведь для государства не может быть ничего важнее, чем человеческие жизни».
Эксперт уверен, что выполнить поставленные задачи особого труда для ведомства не составит.
«Сделано много позитивного, появились современные технические решения, но я бы не увлекался особо строительством дорог, — говорит Скворцов. — В реконструкцию сейчас более выгодно инвестировать, нежели в строительство. Основные федеральные трассы у нас уже построены, их просто нужно приводить в порядок. Я уверен, что задачи перед «Росавтодором» стоят скромные — выполнить их ничего не стоит, все мощности это позволяют».
Напомним, что, согласно федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)», в 2020 году транспортная подвижность населения Российской Федерации достигнет 10 448 км на 1 человека в год, прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, составит 2,7 тыс. единиц, доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, возрастет до 85,1%. Общий объем финансирования мероприятий программы составляет 11 411,3 млрд руб. (в ценах соответствующих лет), в том числе: за счет средств федерального бюджета — 5429,5 млрд руб.; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 59,5 млрд руб.; за счет средств внебюджетных источников — 5922,3 млрд руб.