За олимпийское золото в Сочи сражаются не только лучшие спортсмены планеты, но и крупнейшие бренды из мира автоиндустрии и автоспорта. Скоростную гонку технологий традиционно устраивают McLaren, Ferrari, BMW и Mercedes-Benz, принимающие участие в разработке и тестировании спортивного оборудования.
Конкуренты соперничают в привычных для себя скоростных дисциплинах — бобслее и скелетоне. Используя инновационные разработки, автопроизводители создают суперскоростные бобы, по цене сравнимые с болидами «Формулы-1», и высокотехнологичные сани, которые подгоняются под каждого спортсмена индивидуально.
Российские бобслеисты заказывают оборудование в Австрии, где над его производством трудится тренер-механик сборной России по бобслею Йоханнес Валлнер. При этом наша команда обращается за помощью и к немецким автомобильным экспертам.
Прошлой весной боб Александра Зубкова и Алексея Воеводы, завоевавших золотые медали на Олимпиаде в Сочи, прошел аэродинамические испытания в техническом центре Mercedes-Benz в Германии,
рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Федерации бобслея России.
Над спортивным снарядом британской скелетонистки Лиззи Ярнолд работала организация McLaren Applied Technologies, входящая в группу компаний команды «Формулы-1» McLaren. В Сочи Ярнолд уже успела выиграть золото в соревнованиях по скелетону среди женщин.
В этом сезоне McLaren также помогал командам скелетонистов и саночников, приняв участие в разработке саней, салазок и даже продувая спортсменов в аэродинамической трубе.
По словам директора McLaren Applied Technologies Кэролайн Харгров, специалисты компании работали над санями Ярнолд в течение нескольких лет, держа все подробности проекта в строжайшем секрете. Это не первый опыт участия компании в Олимпиаде: в 2010 году команда, работавшая над проектами F-1, также приняла участие в создании саней для скелетонистки Эми Уильямс, которая принесла Великобритании золото Ванкувера.
В скелетоне главным образом пригодились разработки McLaren в области аэродинамики и улучшения динамических характеристик. Все детали спортивного оборудования перерабатывались для достижения максимальной производительности и адаптировались под параметры каждой спортсменки.
В Италии над аналогичными задачами работали инженеры Ferrari. Совместно с Национальным олимпийским комитетом Италии (CONI) силами специалистов скудерии был разработан уникальный боб-двойка для выступления спортсменов Симоне Бертаццо и Симоне Фонтаны. CONI также успешно сотрудничала с Ferrari и при подготовке к другим видам спорта, где скорости сравнимы с тем, что показывают на трассах F-1. Так,
в штаб-квартире Ferrari в Маранелло саночников и горнолыжников продували в специальной аэродинамической трубе.
Со спортсменов также снимали мерки при помощи моделирования гидродинамических процессов, или CFD (computational fluid dynamics), чтобы подобрать оптимальные позы для лыжников и саночников при пиковых скоростях, а также определить эффективную экипировку и подходящие материалы для ее изготовления. Результатами этой работы стали сочинское серебро Кристофа Иннерхофера в скоростном спуске и бронза саночника Армина Цоггелера.
За помощью к авторитетному автопроизводителю обратилась и национальная спортивная сборная США.
Снаряды для американских бобслеистов и скелетонистов готовило подразделение BMW Designworks USA. Возможно, благодаря помощи баварского автоконцерна бобслеистам Стивену Холкомбу и Стивену Лэнгтону удалось завоевать бронзу в соревнованиях двоек на Олимпиаде в Сочи. Медаль в этой дисциплине попала в копилку США впервые с 1952 года. Тем не менее обойти золотую двойку Александра Зубкова и Алексея Воеводы им не удалось.
При производстве болида для американцев использовались легкие и надежные материалы, в частности углеродное волокно, заменяющее сталь в автомобилях BMW. Надежность материалов была доказана в деле, когда экипаж американских бобслеисток Эланы Майерс и Эйджи Эванс врезался в стену во время одного из заездов. После небольшого ремонта американский дуэт установил рекорд трассы в первой попытке, обойдя россиянок.
Примечательно, что проектом занимался лично креативный директор BMW's DesignWorks Майкл Скалли, в прошлом известный автогонщик.
«Я управлял огромным количеством автомобилей и, как водитель, знаю, как сконцентрироваться на важных моментах или отбросить несущественные», — говорит Скалли.
По его словам, прежде, чем утвердить окончательный дизайн, команда подвергла боб более чем сотне различных тестов и провела испытания в реальных условиях — на бобслейной трассе в США в Лейк-Плэсиде. Используя опыт, полученный в автогонках, Скалли стремился сделать боб быстрее, меньше, снизить аэродинамическое сопротивление, уменьшить тряску и помочь спортсменам с комфортом распределять вес.