Обслуживанием автомобилей в России занимается более 39 тыс. сервисных центров. Такая оценка содержится в глобальном исследовании 64 российских регионов, проведенном специалистами аналитического агентства «Автостат».
Лидируют по количеству участников рынка Москва и Московская область, где расположено 5,3 тыс. точек сервиса.
На втором месте с результатом 3,1 тыс. пунктов технического обслуживания находятся Санкт-Петербург и Ленинградская область. На третьем — Новосибирская область, где расположено 2 тыс. точек сервиса. В Республике Татарстан и Свердловской области расположены от 1,5 тыс. до 2 тыс. мест, где можно починить автомобиль.
Как показало исследование, наименьшее развитие бизнес по обслуживанию автомобилей получил в Мордовии и Сахалинской области. На каждый из этих регионов приходится менее 100 автосервисных точек. Немногим лучше ситуация в Орловской и Смоленской областях.
Подавляющее большинство предприятий, занятых в сервисном обслуживании, представляют собой независимые организации. Так, на долю официальных дилеров приходится всего 10% рынка.
Остальные 90% поделили между собой независимые автосервисы, представленные станциями технического обслуживания (21%), и узкоспециализированные точки (69%), оказывающие в основном не более двух-трех видов услуг.
<1>В каждом регионе указанные соотношения различны в силу местных особенностей. Наименьшая доля официальных дилеров (2–7%) наблюдается в регионах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Это объясняется особенностями географического местоположения и инфраструктурой транспортного сообщения, которые вызывают определенные сложности в поставке новых легковых автомобилей, а также запасных частей для обеспечения гарантийного обслуживания. Также на общей статистике сказывается наличие в парке большого количества подержанных иномарок, преимущественно с правым рулем и старше 2000 года выпуска (около 70%), в том числе ввезенных в Россию из приграничных государств и пользующихся спросом из-за низкой цены.
Наибольшая доля официальных дилеров (13–25%) отмечается в основном для центральных регионов.
Так, в Москве и Московской области количество официальных дилеров составляет 13%.
В эту же группу входят отдельные регионы Северо-Западного, Приволжского и Южного федеральных округов. Причины такого распределения прямо противоположны ситуации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
По данным статистики, в России зарегистрировано более 50 млн легковых автомобилей. Используя данные исследования, можно подсчитать, что на один автосервис в России приходится 1282 машины. В Москве, где количество зарегистрированных автомобилей превышает 5 млн, на один автосервис в среднем приходится 934 машины.
Для сравнения: на западноевропейском автомобильном рынке, насчитывающем свыше 205 млн автомобилей, действует около 350 тыс. СТО. При этом из общего числа автосервисных предприятий 232 тыс. (66,3%) — независимые станции, а количество авторизованных дилеров составляет 118 тыс. (33,7%). Удельный вес авторизованных дилеров в более развитых странах Западной Европы больше, чем в менее развитых. Например, в Германии он составляет 45–50%, а в Чехии из 7 тыс. СТО лишь около 1 тыс. (15%) — авторизованные дилеры.
Эксперт «Газеты.Ru» руководитель Auto-dealer.ru Олег Дацкив считает, в случае проведения технического обслуживания, качество услуг, предоставляемых официальными дилерами и независимыми СТО вполне сравнимо.
«Это операция непростая, поэтому к ней везде относятся серьезно и делают примерно на одном уровне.
Но если говорить о работах, когда нужно починить какой-либо агрегат, а не заменять его, то качество работ у независимых станций точно не ниже, а может быть даже выше,
- говорит Дацкив. — Официальный дилер практически всегда будет менять агрегаты блоками. Понятно, что цена этих блоков, если машина не на гарантии, достаточно существенна. Одна коробка передач порядка 1 тыс. евро. Естественно, человек будет обращаться к тем, кто сможет просто выполнить ремонт».
Резкое снижение количества официальных СТО в отдаленных регионах России эксперт объясняет невысоким уровнем достатка местных жителей и низким потенциалом работы для дилеров.
«Больше всего автомобилей продается в Москве и Санкт-Петербурге. Затем идут города-миллионники УрФО - Екатеринбург, Челябинск. Дальше идет Краснодар, Ставрополье. В тех регионах, где население имеет больший доход, расположено больше дилеров. Чем дальше мы движемся в Урал, в Сибирь, на Дальний Восток, спрос существенно снижается и ряд дилеров там просто не представлен. Также существует проблема с логистикой и доставкой запчастей, - отметил Дацкив».
По мнению эксперта, количества СТО в Москве более чем достаточно.
«Может наблюдаться очередь на кузовной ремонт в случае ДТП. Но записаться просто на прохождение ТО можно на самое ближайшее время, в течение недели. В то время, как заграницей очередь на ТО может достигать месяца».
Как рассказал «Газете.Ru» Евгений Гришкевич, директор по послепродажному обслуживанию ООО «Ауди центр Варшавка»,
по сравнению с предыдущим годом объем российского рынка автосервисных услуг увеличился почти на 20%, открываются новые специализированные ремонтные пункты, спектр предоставляемых услуг растет.
«Российский рынок довольно четко структурирован, можно выделить три основных сегмента: первый — это дилерские центры. Их доля составляет порядка 25% от общего количества, — говорит Гришкевич. — Как правило, они очень тесно сотрудничают с производителями, благодаря чему клиенты обычно остаются довольны качеством выполняемых работ.
Цены в авторизованных центрах выше, чем в независимых, и в несколько раз превышают стоимость услуг в индивидуальных мастерских.
Второй и наиболее развитый сегмент — это как раз независимые центры, чья доля составляет около 60% рынка. Они бывают как одиночные, так и сетевые. Несмотря на то что независимые центры официально не поддерживаются производителями, они предлагают своим клиентам гибкую ценовую политику, что значительно повышает уровень их популярности среди российских автолюбителей. Третий и самый небольшой сегмент занимают индивидуальные, или гаражные, мастерские. Сейчас они охватывают примерно 15% рынка, однако в ближайшие годы ожидается, что их количество уменьшится в разы, поскольку оказываемые ими услуги не отличаются высоким качеством. Единственное, за счет чего они еще держатся на плаву, — очень низкая стоимость предоставляемого сервиса».
По мнению Гришкевича, автолюбителей в первую очередь интересует вопрос качества, а не цены, что заставляет их все чаще обращаться в дилерские центры и отказываться от кустарных мастерских. Кроме того, гаражные мастерские не смогут угнаться за ростом качества сопутствующих услуг в автоцентрах, упрощающих процесс прохождения технического обслуживания.