— Вы проработали главой «Мерседес-Бенц РУС» немногим более года. Что вы могли бы сказать об особенностях работы на российском рынке премиум-автомобилей?
— Работать в премиальном сегменте, автомобильном или любом другом, это настоящее удовольствие. Для меня представлять Mercedes-Benz и работать в России — огромная честь. В то же время каждый мой день связан с работой над качеством, которое в России с каждым днем ценится все больше. После того как в 90-х в стране открылись границы, люди начали путешествовать, смотреть на мир и научились сравнивать. Требования наших клиентов растут, и наша обязанность — предоставлять им продукцию самого высокого качества.
— Мировым лидером по продажам в премиум-сегменте в минувшем году стала компания BMW. В России же первое место досталось Mercedes-Benz, тогда как бренд BMW стал только вторым. С чем связана особенная любовь россиян к марке Mercedes-Benz?
— Главная причина — в силе бренда Mercedes-Benz для россиян.
Русские любят Mercedes-Benz. Эта марка — настоящая ценность, своего рода наше «золотое яйцо», которое мы должны оберегать, культивировать, должны работать над его развитием.
— А что Mercedes-Benz любит в клиентах из России?
— То, что они абсолютно помешаны на автомобилях. Покупка машины в России до сих пор очень эмоциональный факт. В мире очень много рынков, где люди принимают решение о покупке на очень рациональном уровне. Здесь же такой поступок прежде всего эмоционален. Опять же очень важно, что у российских клиентов появляется все более детальное отношение к качеству. Покупатели ищут лучшее и готовы исследовать автомобиль до последней мелочи, прежде чем его купить. При этом они готовы за это платить, но только если им доказать, что за свои деньги они действительно получают самое лучшее. Очень важно и то, что в России умеют получать удовольствие от покупки роскошных, качественных вещей. И это стало восприниматься совершенно нормально.
Сложился определенный тренд — покупать и демонстрировать хорошие вещи.
Это касается одежды, аксессуаров и также относится к автомобилям. Скажу откровенно и без пафоса: мы благодарны нашим покупателям, которые выбирают лучшее.
— Насколько различается позиционирование бренда Mercedes-Benz в России и на других рынках?
— Большой разницы нет. Серьезные отличия можно заметить, если, к примеру, мы будем говорить о рынках в Скандинавских странах — это вообще другой мир. В России бренд Mercedes-Benz олицетворяет собой роскошь. Но мне бы хотелось, чтобы эта роскошь не была холодной и дистанцированной от клиентов. К примеру, в индустрии моды или среди ювелирных брендов есть те, которые считаются олицетворением сегмента luxury. Но в то же время они воспринимаются как довольно высокомерные. Мы не хотим быть такими. Mercedes-Benz должен безусловно восприниматься как бренд luxury, но при этом он открыт и дружелюбен.
— На российском рынке продажи доступных массовых автомобилей заметно сокращаются, тогда как популярность «премиума» растет. Чем можно объяснить подобную динамику?
— Все больше россиян проявляют повышенную заинтересованность в качестве, продуктах премиум-класса. В социальном плане доходы среднего класса растут, и люди ищут чего-то дополнительного, чего-то особенного. Люди становятся все более требовательны, причина в этом.
— С помощью каких мер Mercedes-Benz рассчитывает увеличить свои продажи в России? Может быть, в линейке компании сейчас не хватает каких-то моделей, которые были бы широко востребованы?
— На данный момент у нас нет модельного дефицита, мы полностью довольны производственной программой.
Мы продолжаем расти и обладаем фантастической продуктовой линейкой. Скоро выйдет компактный SUV — GLA, который откроет наш бренд совершенно новым клиентским группам. С другой стороны, мы с удовлетворением наблюдаем за продажами S-класса нового поколения. Сейчас на рынок придет купе S-класса. А в середине нашего портфолио находится новый C-класс, который весной придет в Россию. У Mercedes-Benz сложилась во многом уникальная ситуация, ведь сейчас у нас сразу в разных группах, адресованных разным клиентским аудиториям, есть новая продукция. У нас есть компактные автомобили, есть элегантный C-класc и наверху пирамиды — купе S-класса.
— Рассматривает ли Mercedes-Benz возможность выпуска модели еще доступнее, чем новый A-класс?
— Никогда не говори никогда. Мы работаем над нашим портфолио каждый день. И на данный момент оно начинается с автомобилей А-класса стоимостью от 900 тыс. руб. Чтобы принимать какие-либо решения, для начала нам нужно убедиться, есть ли потенциал ниже этой планки. Ведь в какой бы сегмент ни вышел Mercedes-Benz, он должен ассоциироваться с премиальностью. В 2012 году мы запустили в России продажи марки модели smart, и скоро у нас появится новый четырехместный smart. Возникнет ли дополнительный потенциал для продаж между smart и A-классом Mercedes-Benz — это вопрос.
— Как сейчас российские покупатели воспринимают smart? Какие выводы относительно перспективности модели в России были сделаны за прошедший первый год продаж в России?
— Сейчас в России существует постоянно растущее сообщество любителей моделей smart, которые разделяют философию этого бренда. До сих пор сюда частным образом ввозится больше smart, чем мы продаем через официальную дилерскую сеть. Это говорит о том, что у машины есть потенциал. Мы сделали шаг в продажах с 30 до без малого 200 единиц. В этом году сделаем еще один шаг и будем готовиться к запуску нового поколения smart в 2015 году. Если назвать такой термин, как разумная мобильность, smart-мобильность, то у Москвы есть все возможности для того, чтобы он получил широкое распространение.
— На автосалоне в Детройте был представлен совершенно новый флагман линейки S-класса — S 600. В России «шестисотый» в определенный момент стал культовой машиной и элементом фольклора. Рассчитывает ли руководство марки, что значительная доля продаж этой модели придется на Россию?
— S 600 — это самый топ модельного ряда. И Россия может стать для него очень активным рынком. Тем не менее это довольно нишевая модель. Если хотя бы 10% от всего количества проданных автомобилей S-класса занимал именно S 600, это было бы замечательным результатом. Но главным образом данный автомобиль — это олицетворение марки, так называемый бренд-шейпер. S 600 — это, можно сказать, икона Mercedes-Benz.
— Кто может стать основным покупателем этой модели? Могут ли это быть российские чиновники?
— Государственные институты, конечно, один из наших важных покупателей. Я был бы очень рад, если бы президент или премьер ездили на S 600. Но клиентская группа этого автомобиля все-таки люди из мира бизнеса.
— Mercedes-Benz с некоторых пор производит коммерческие автомобили в России. Рассматривается ли возможность выпуска легковых автомобилей марки в России?
— Да, у нас есть производство грузовиков и малотоннажных автомобилей.
Сейчас мы обсуждаем возможность организации местного производства легковых автомобилей. Но пока окончательного решения у нас нет.
В этом году работа будет продолжена. Мы пытаемся понять все рамочные условия, связанные с процессом производства, к примеру утилизационный сбор. Также нам интересно понять, как работает программа государственного субсидирования. Окончательное решение будет принято в течение этого года.
— Как развивается последнее дело ФАС о подозрении «Мерседес-Бенц РУС» в ограничении конкуренции, возбужденное в декабре 2013 года?
— В настоящее время мы решаем этот вопрос при помощи Комитета автопроизводителей АЕБ. Мы исходим из того, что на рынке должна быть здоровая конкуренция и рынок должен быть открытым. Но при этом не должен снижаться уровень качества, который мы предлагаем нашим клиентам. Если клиент получает оригинальные запасные части, то мы гарантируем их надлежащее качество. А если клиенты смогут использовать любых производителей запчастей, то возникает вопрос качества. Второй важный момент: мы также должны быть уверены, что все инвестиции наших партнеров в России защищены. Я знаю свою дилерскую сеть, она прозрачна и работает официально. Но есть еще и «серый» бизнес. Если компания не авторизированный дилер, конечно, это еще не значит, что она ведет свой бизнес «в серую». Но мы не можем позволить, чтобы наш бизнес уходил в серые структуры и становился менее прозрачным.
— У многих в памяти громкий скандал вокруг возможного подкупа Daimler российских высокопоставленных чиновников. Проходила информация, что в России на эти цели в 2000–2005 годах потратили 5,2 млн евро. Российские следственные органы возбудили уголовное дело, однако с тех пор о его судьбе ничего не известно. Понесли ли наказание виновные чиновники?
— Это произошло много лет назад, и тогда я еще не работал в России. Я не могу комментировать эту ситуацию.
— Какие новинки планирует представить Mercedes-Benz в России в 2014 году?
— В этом году на российский рынок выйдет новый GLA-класс. Компактный внедорожник появится весной, всего же в линейку войдет четыре модели. С нетерпением мы ожидаем новый С-класс, который только что показали в Детройте, первые машины приедут в Россию в апреле-мае. Он напоминает собой уменьшенную версию S-класса и стилистически, и по своей начинке, ведь для него будут доступны аналогичные опции. CLS-класс в этом году ожидает полноценный рестайлинг. Также в текущем году будет расширена модельная линейка S-класса: появится S 350, весной будет представлен S 600, кроме того, на рынок выйдут S 65 AMG и новая 400-я версия. Помимо этого, добавится купе S-класса. Также появится новый V-класс. Салон этого минивэна будет очень сильно напоминать С-класс, а по своим «повадкам» автомобиль станет более легковым.