В 2014 году в Москве планируются построить и ввести в строй 83 км дорог. При этом 67 км из них касаются реконструируемых магистралей. Кроме того, за год появятся четыре эстакады и тоннеля. Так, дорожники планируют закончить реконструкцию Можайского, Рязанского, Дмитровского, Щелковского и шоссе Энтузиастов. Также планируется закончить федеральную трассу до Шереметьево, ввести в строй вторую часть Алабяно-Балтийского тоннеля, который соединяет улицы Алабяна и Большую Академическую, проходит под Ленинградским проспектом, Волоколамским и Ленинградским тоннелями и Замоскворецкой веткой метро. Кроме того, должно быть завершено строительство развязки на пересечении Волгоградского проспекта с МКАД и железнодорожной эстакады над Смоленским направлением железной дороги. Одновременно еще 100 км дорог выделят под спецполосы для общественного транспорта.
Можайское шоссе
Дорожные службы уже начали работу по реконструкции Можайского шоссе и Кутузовского проспекта и строительству развязки на МКАД. Как ранее отмечал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, Росавтодор провел торги на его реконструкцию и планирует в течение года провести реконструкцию трассы до 19-го км. Далее запланировано строительство развязки на Сколково.
Реконструкция вылетной магистрали Кутузовский проспект — Можайское шоссе позволит организовать бессветофорное движение по всей трассе.
На трассе также будет расширен Можайский путепровод в районе станции метро «Кутузовская», чтобы организовать выделенные полосы для общественного транспорта. Также планируется построить эстакады-развязки на пересечении с улицами Рябиновой и Толбухина, что позволит избавиться сразу от трех светофоров. Свернуть на примыкающие к шоссе улицы автомобилисты смогут с боковых проездов-дублеров под эстакадой.
По сообщению Комплекса градостроительной политики, также запланировано строительство направленных съездов на клеверной развязке МКАД — Можайское шоссе. До конца года строители должны возвести здесь шесть новых эстакад. Согласно проекту, будет организовано два направленных съезда с внутренней стороны кольцевой автодороги на Минское шоссе в область и Можайского шоссе в центр, еще две новых эстакады позволят водителям при движении по внешней стороне МКАД повернуть в сторону области и в направлении центра города. Также будут построены две эстакады по основному ходу магистрали через кольцевую автодорогу.
Рязанский проспект
На Рязанском проспекте перестройка ведется от пересечения магистрали с Садовым кольцом вплоть до границ с Московской областью в Жулебине. В конце 2013 года здесь открылся первый обновленный участок рязанского направления и часть дорог-дублеров. Этой весной здесь должны заработать пешеходные переходы, а осенью работы завершатся по всей длине трассы, вплоть до Люберец.
Основную проезжую часть Рязанки расширят до семи — восьми полос в оба направления общей длиной 4130 м. Вдоль шоссе построят боковые проезды.
Также на одном из главных радиальных направлений города планируется построить две развязки — разворот на эстакаде с восточной стороны Малого кольца МЖД и эстакаду на пересечении с Новохохловской улицей.
Дмитровское шоссе
На Дмитровском шоссе в этом году чиновники обещают увеличить скорость движения потока транспорта более чем на 15%. Для этого должны заработать две развязки — на пересечении Дмитровского шоссе с Долгопрудненским и 3-го Нижнелихоборского проезда с Дмитровским шоссе. Также улучшению дорожной ситуации должны способствовать две новые эстакады на пересечении со МКАД и на пересечении с Коровинским шоссе.
Шоссе Энтузиастов
Шоссе Энтузиастов будет расширено до восьми полос в оба направления общей протяженностью 8100 м. Водители смогут пользоваться двумя развязками. Так, будет создан разворот в разных уровнях на шоссе Энтузиастов со стороны центра в тоннеле в створе железнодорожной ветки на завод «Серп и Молот». Также появится развязка в одном уровне на пересечении Большого Купавинского проезда, Свободного проспекта и шоссе Энтузиастов.
Работа над рядом объектов будет продолжена и после 2014 года.
В частности, работы по строительству Северо-Западной хорды планируется завершить в 2015 году. Также немалые силы брошены на и Северо-Восточную хорду, которая должна связать трассы Москва — Санкт-Петербург и Москва — Ногинск. Рокада позволит организовать движение с севера на восток Москвы, минуя заезд в центр города. В перспективе хорда пройдет от платной дороги Москва — Санкт-Петербург до Рязанского проспекта. В целом, проект предусматривает строительство и реконструкцию в общей сложности 24,8 км проезжей части, возведение 11 км эстакад, 2 км эстакад основного хода.
Как сообщили «Газете.Ru» в департаменте строительства Москвы, в 2013 году на развитие транспортной инфраструктуры было потрачено 105,4 млрд руб., построено 72,8 км дорог.
Дополнительно 3,4 млрд руб. освоено департаментом по развитию присоединенных территорий. Общая стоимость объектов, находящихся в работе, составляет 165 млрд руб.
На развитие транспортной инфраструктуры из бюджета Москвы в течение трех лет будет выделено более 960 млрд руб.,что составит порядка 70% Адресной инвестиционной программы (2013–2015).
При этом общая дорожная сеть российской столицы составляет всего 3,5 тыс. км.
Для сравнения: в Токио, площадь и численность населения которого примерно равна московским показателям, построено 28 тыс. км платных и бесплатных дорог. Зато строительство жилья в Москве идет куда более серьезными темпами.
Согласно недавнему заявлению заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина, за 2013 год в столице построено примерно 3,05–3,1 млн кв. м жилья.
Глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский считает, что при развитии транспортной инфраструктуры города приоритет должен отдаваться строительству дорожных связок, путепроводов и мостов.
«Мы реконструируем многие магистрали, но при этом не занимаемся улучшением связи между районами, — считает эксперт. —
Бирюлево Восточное ездит в Бирюлево Западное через МКАД. И там всегда будет пробка. Здесь должны были быть построены две связки через железную дорогу. Их строительство входило в предвыборные обещания мэра Москвы, за счет которых он получил в этих районах очень большое количество голосов.
Но это строительство фактически отменили, перенеся стройку на 2016–2017 годы».
По мнению Шумского, относительно небольшие проекты не очень выгодны строителям.
«Проще построить одну дорогу за 10 млрд руб., чем десять дорог стоимостью 1 млрд руб., — говорит Шумский. — Небольшие дороги, которые связывают районы, очень важны. Но их строительство каждый раз откладывается на потом.
Мы безумно реконструируем Варшавку, Каширку, Ярославку и при этом не очень понимаем, для чего это делается.
К примеру, Ярославское шоссе. Его сдали, но все равно все стоит у Северяненского путепровода до Енисейской улицы, как и раньше. В ряде случаев строители исходили не из нужд жителей, а просто из идей. К примеру, сделать бессветофорную магистраль. Но само по себе это не решение проблемы. Нужно решать проблемы реальных жителей».
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает названные темпы строительства приемлемыми для масштабов Москвы, но сомневается в точности заявленных властями цифр.
«70 км новых дорог, введенных в прошлом году, никто не видел в глаза, — считает Шкуматов. — Оцените масштаб – суммарная протяженность всех существующих вылетных магистралей в Москве — чуть больше 200 км. Согласно отчету московского правительства, за год они построили семь новых Ярославок, либо семь Варшавок, или же два ТТК. Но где поездить по этим новым дорогам? В этом году нам обещают построить новые 80 км – это хорошие темпы строительства, но при условии, что это действительно будут новые дороги».
По данным эксперта «Газеты.Ru», Москва находится в конце рейтинга среди мегаполисов по количеству дорог на квадратный километр.
«Между ТТК и МКАД под дороги отведено всего лишь 8% территорий. Все остальное занято торговыми центрами, жилыми домами, небоскребами, точечной застройкой.
«Получается, что в Москве за период Лужкова, да и при Собянине, ничего не меняется, — говорит Шкуматов. — Достигнут антирекорд по количеству дорог. Их настолько мало, что стыдно говорить. Москва заканчивается за ТТК. Все остальные районы можно воспринимать как спальные, потому что из них ведет только одна дорога».