Производитель гибридных автомобилей компания Fisker объявила о своем банкротстве. Некогда амбициозная фирма подала в суд иск о защите от кредиторов в соответствии со ст. 11 Кодекса США о банкротстве. С помощью этого действия Fisker может получить возможность продолжать работу, не выполняя все обязательства перед инвесторами. На этом история Fisker не заканчивается, но первая фаза существования компании, которая продлилась шесть лет, подошла к концу — теперь фирма меняет владельцев.
«После рассмотрения и оценки всех возможных альтернатив мы пришли к выводу, что продажа компании группе Hybrid Technology и сопутствующий этому процесс банкротства по 11-й статье является наиболее подходящим вариантом для максимизации стоимости Fisker Automotive и для выгоды всех держателей акций компании, — заявил директор Fisker по реструктуризации Марк Беллинсон. — Мы считаем, что технологии Fisker Automotive, а также способность создавать различные продукты станут направляющей силой в эволюции автомобильной индустрии, которую возглавит Hybrid Technologies».
Как сообщает издание Autocar, за Hybrid Technology стоит гонконгский предприниматель Ричард Ли, сын богатейшего человека Азии Ли Кашина. По заявлению Hybrid Technology, покупка обязательств Fisker перед государством лишь первый шаг. Впоследствии планируется перезапустить производство седанов Fisker Karma, а также создать новые гибридные модели. После перезапуска производство Fisker переместится из Финляндии в США.
Инвестиционная группа Hybrid Technology LLC выкупила у министерства энергетики США долговые обязательства Fisker перед американскими налогоплательщиками за $25 млрд. Из $192 млн, вложенных в Fisker, властями было возмещено лишь $53 млн.
Стоит отметить, что изначально компания должна была получить от государства кредитную линию объемом $529 млн, но в 2011 году передача средств была остановлена на упомянутых $192 млн, поскольку Fisker не смогла выполнить прописанные в договоренности с государством показатели производства. Один из основателей компании и ее глава Хенрик Фискер уволился со своего поста в марте 2013 года. Основной причиной увольнения дизайнера, разработавшего культовые Aston Martin DB9 и BMW Z8, стали разногласия с руководством и инвесторами. После его ухода были уволены около 75% сотрудников Fisker.
По данным The Washington Post, в иске Fisker указала, что располагает активами на сумму $500 млн, а общая задолженность компании составляет $1 млрд. В число ее активов входит бывший завод General Motors в штате Делавэр, который фирма рассчитывала открыть заново после смены владельцев.
Fisker не выпускает автомобили уже 18 месяцев. В линейке компании присутствует лишь одна модель — спортивный седан Karma с гибридной силовой установкой. В разное время этот автомобиль был замечен в пользовании у множества современных знаменитостей, например певца Джастина Бибера. Кроме того, одним из инвесторов Fisker является известный актер Леонардо Ди Каприо.
Каждый седан Karma стоит чуть более $100 тыс. При этом компания теряла почти $35 тыс. на каждом выпущенном автомобиле.
За 2011 и 2012 годы с конвейера сошли 2450 экземпляров Karma.
Убыточность автомобиля была не единственной проблемой Fisker: несмотря на массу перспективных решений, нашедших применение в Karma, автомобиль страдал от множества производственных дефектов. Большую огласку получили неоднократные случаи возгорания автомобилей Fisker. Расследование Национальной администрации дорожной безопасности США (NHTSA) установило, что причиной пожаров стали дефекты батарей компании A123, которые были использованы в автомобиле. В конце 2012 года в порту Нью-Джерси из-за бушевавшего урагана «Сэнди» сгорели 338 автомобилей Fisker Karma — причиной пожара также стало воспламенение батарей. В начале 2013 года A123 обанкротилась. Примечательно, что эта компания также получила финансовую помощь из американского бюджета, но в чуть меньшем объеме — около $250 млн.
Похожая участь постигла не только Fisker и A123, но и многие другие компании, получившие средства от властей США в рамках программы стимулирования разработки современных автомобилей. Среди производителей, получивших средства, но достигших определенных успехов, оказались Ford, Nissan и Tesla — не менее амбициозный, чем Fisker, проект по выпуску премиальных электрокаров.
Ранее во владении китайских компаний оказались такие автопроизводители, как Saab и Volvo, но последняя избежала банкротства.
Сценарий Fisker отчасти напоминает события вокруг Saab: шведского автопроизводителя выкупил азиатский энергетический холдинг, который намеревался выпускать на базе прежних моделей Saab электромобили. Впоследствии в производство попали традиционные версии Saab с двигателями внутреннего сгорания.
Возможен ли схожий сценарий с Karma, утверждать трудно, но в мире существуют версии автомобиля с бензиновым двигателем объемом 6,2 л от Chevrolet Corvette. Интернет-сообщество сошлось во мнении, что такая версия Karma вполне могла бы поспорить по популярности с оригинальным гибридом.