Госдума приняла в первом чтении законопроект, который ограничивает максимальную стоимость служебного автомобиля почти для всех чиновников суммой в 3 млн руб. Автором документа, внесенного в парламент этим летом, являются депутаты «Единой России» Вячеслав Лысаков, Ольга Тимофеева и Виктор Климов. Все они входят в «Общероссийский народный фронт» (ОНФ).
Документ вносит поправки в ст. 3 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
«Целью предлагаемых изменений является повышение эффективности расходования бюджетных средств и средств отдельных видов юридических лиц»,
— говорится в пояснительной записке к документу. В пятницу депутаты приняли его единогласно: за проголосовали все присутствовавшие на заседании 446 депутатов.
Документ запрещает закупку и аренду легковых автомобилей, цена которых превышает 3 млн руб. Данная мера коснется не всех машин чиновников. «Указанное ограничение не распространяется на легковые машины, к которым предъявляются особые технические требования, связанные с целями их использования», — говорится в законопроекте.
Как пояснил ранее один из авторов документа Вячеслав Лысаков, в особую категорию попадут автомобили первых лиц страны, которые могут быть бронированными или иметь другие дорогостоящие элементы.
Лысаков признает, что принятие его инициативы в первом чтении – лишь начало. В дальнейшем законопроект будет доработан так, чтобы чиновники не могли обойти запрет на стоимость машины за счет добавления дорогостоящих опций.
«Действительно, можно теоретически закупить автомобиль стоимостью меньше трех миллионов, а потом его «доработать», навесив на него еще на 3–4 млн различного оборудования, — рассказал Лысаков. — Конечно, надо предусмотреть и такую возможность, чтобы этот законопроект работал».
Кроме того, ко второму чтению должна появиться и еще одна ключевая поправка. В законе будет предусмотрен регламент, который распределит максимальную стоимость автомобиля в зависимости от ранга чиновника – самые дорогие автомобили (ценой 3 млн руб.) себе смогут позволить только госслужащие уровня губернаторов и министров, тогда как остальным придется ограничиться машинами не дороже 1,2 млн. В этот лимит вполне укладываются некоторые модели представительского класса, произведенные в России, в частности недорогие комплектации седана Toyota Camry.
Право выбирать модель авто в пределах разрешенной стоимости останется за чиновниками. Они смогут покупать машины с учетом климатических условий.
Профильный комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям выступил с рядом замечаний к документу.
По мнению членов комитета, в тексте документа следует уточнить, ограничивает ли закон стоимость аренды или непосредственно рыночную стоимость арендуемого автомобиля.
Кроме того, в комитете сочли, что в документ стоит включить описание случаев и условий, при которых покупка или аренда автомобиля дороже 3 млн руб. допускается. В дополнение в текст законопроекта порекомендовали включить ограничения на последующую доработку транспортного средства, которая может сделать машину значительно дороже, а также дополнительно обсудить введение ценового ограничения исключительно легковых автомобилей.
Помимо прочего остается открытым вопрос о санкциях для нарушителей. Ранее Лысаков говорил, что может появиться запрет на размещение заявок на приобретение машин на сайте госзакупок.
Инициативу ОНФ часто называют ответом власти на аналогичное по смыслу предложение оппозиционера Алексея Навального. Ранее он предлагал ограничить цену «железных коней» для чиновников суммой 1,5 млн руб. На сайте «Российской общественной инициативы» (РОИ) его предложение собрало 100 тыс. подписей, но рабочая группа при правительстве отказалась вносить предложение Навального на рассмотрение кабинета министров.
Лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин призывают не только ограничивать стоимость машин для чиновников, но и сокращать число тех, кому они положены.
«На мой взгляд, прежде всего нужно установить критерии, по которым машина закрепляется за чиновником.
Я считаю, что таким критерием может быть только выборная должность – только такие лица должны иметь право на служебный автомобиль, — считает он. — Когда количество людей, имеющих право пользоваться служебным автомобилем ограничено, то эта проблема перестает носить столь принципиальный характер. Когда остается безмерное количество чиновников с закрепленными за ними машинами, то просто ограничивать стоимость этих автомобилей – издевательство над социальной справедливостью».
По мнению Похмелкина, запрет на дополнительное оборудование, которое может сделать машину дороже, чиновники смогут обойти. «Почему тогда сразу не внесли этот пункт в законопроект? — сетует Похмелкин. — Далеко не факт, что в итоге все это запретят».