В преддверии расширения зоны платной парковки до пределов Садового кольца столичное руководство проводит серию встреч с жителями города. Несмотря на то что принципиальное решение на этот счет уже принято (расширение начнется с 5 декабря и завершится 25 декабря), ряд важных моментов, особенно касающихся жителей центра, остается нерешенным. Обсудить их с самими жителями в субботу решил вице-мэр правительства Москва, глава департамента транспорта и развития дорожной инфраструктуры Максим Ликсутов.
«Я требую упразднить департамент велосипедистов!»
Встреча с высокопоставленным чиновником была назначена в здании префектуры ЦАО. Жителей округа оповещали о ней при помощи объявлений на дверях подъездов, поэтому к началу мероприятия актовый зал оказался переполнен. Сам Ликсутов прибыл за 10 минут до начала встречи. Подъехав на престижном внедорожнике Lexus LX570 к стоянке префектуры, он, оставив водителя парковаться, вместе с пресс-секретарем бодро зашагал к входу в здание. Во избежание возможных эксцессов на улице к этому моменту уже дежурили несколько нарядов полиции, позже туда зачем-то подогнали и полицейский эвакуатор.
Как только Ликсутов вошел в холл, его с листовками встретили противники расширения зоны платной парковки. Сделав небольшое выступление для прессы, чиновник вместе с некоторыми подчиненными и зампрефекта ЦАО вошел в зал, и встреча началась.
Всего на встречу пришли около 300 горожан, некоторые из которых принесли с собой плакаты с требованием остановить расширение платной парковки и провести по этому поводу референдум.
Среди собравшихся преобладали пенсионеры, но была и молодежь. Также на встречу пришли муниципальные депутаты центральных районов города.
В начале встречи Ликсутов предложил выслушать инициативы властей, касающиеся возможных льгот для жителей районов, подпадающих под расширение. Также он собирался подробно рассказать, куда идут собираемые за платную стоянку деньги и зачем вообще она нужна городу. Не успел чиновник начать свою выступление, как в зале поднялся свист. Собравшиеся потребовали начать с ответов на их собственные вопросы и явно не желали слушать заранее заготовленные речи. В итоге заммэра согласился выслушать мнения граждан.
Люди требовали льгот и особых условий парковки для жителей центра, а также возмущались тем, что при расширении никто не интересовался их мнением.
«Вы говорили, что не будет платной парковки без совета с жителями и муниципальными депутатами, — с трудом сдерживая эмоции, чеканил фразы один из муниципальных депутатов. — Почему вы нас обманули? По должности вы обманщик. Я требую упразднить департамент велосипедистов!»
На это вице-мэр ответил, что само решение о расширении приняло правительство Москвы после того, как соответствующими полномочиями городские власти наделило правительство федеральное. Проводить референдум по данному вопросу Ликсутов считает нецелесообразным. «Законность наших действий подтвердила прокуратура. Я никогда не говорил, что зона платной парковки не будет расширяться. Мы действуем этапами, после чего анализируем результаты. Если бы этот эксперимент не удался, никакого расширения бы не было», — заявил вице-мэр.
Ликсутов старался оперировать конкретными цифрами, доказывая эффективность платной зоны, говорил о том, что благодаря этому самим жителям стало легче передвигаться и что большинство москвичей его поддерживают — их все устраивает, и им незачем идти на встречу с ним.
Однако собравшиеся продолжали эмоционально выражать свое недовольство. «При вашем департаменте пробки будут всегда — это ваша политика», — горячился очередной выступающий. Его тезис о том, что платная парковка не решит проблему пробок в центре, аплодисментами поддержал весь зал.
Посыпавшиеся из зала вопросы зачастую касались частных проблем каждого отдельного горожанина, иногда даже не связанных с заявленной темой встречи. Многие пришедшие держали в руках кипы документов — свои маленькие проблемы они пытаются решить давно и безрезультатно. По сути, едва ли не большинству пришедших сама тема платных парковок была вовсе не интересна — отчаявшись получить помощь со стороны местных чиновников, они просто воспользовались случаем, чтобы рассказать о своих бедах одному из руководителей города.
Неудивительно, что сама атмосфера в зале с самого начала была очень накаленной — люди не только кричали, ругались, комментировали, перебивая слова самого Ликсутова, не давая толком ему ответить, но и мешали говорить друг другу.
Аплодисментами встречалось любое предложение выступавших сделать что-нибудь бесплатным или вовсе отменить платную парковку. «Убрать вообще платные парковки! — заявила одна из жительниц города. — От вашего проекта одни проблемы, он не удался. У всей Москвы появилась одна сплошная головная боль. Вы меня заставили пересесть на общественный транспорт. И что я там увидела? Еду каждый день и вспоминаю вас».
Один из главных вопросов касался выдачи разрешений на стоянку для резидентов, живущих в зоне платной парковки. Город разрешает им парковаться круглосуточно и семь дней в неделю за 3000 рублей в год, но почти все не понимали, зачем вообще нужно брать с них деньги. Многие собравшиеся отмечали, что они не могут себе позволить платить даже 3000 рублей, так как не у всех есть работа. Вице-мэр на это предложил трудоустроить безработных в своем департаменте.
«Наша главная цель — чтобы в центр города не приезжали те, кто там не живет, и не оставляли на весь день машины без дела, — убеждал Ликсутов собравшихся. — Платная парковка не направлена против жителей центра, она регулирует количество въезжающих».
Через два с лишним часа после начала встречи Ликсутову все-таки дали рассказать о тех предложениях, которые город подготовил для жителей центра.
В частности, он озвучил идею сделать бесплатной парковку по воскресеньям и праздничным дням для всех автомобилей с номерами московского региона.
Кроме того, вице-мэр предложил разрешить бесплатно парковаться инвалидам и местным жителям, имеющим резидентное разрешение, на городских плоскостных паркингах, а не только на улицах. Еще одна льгота заключается в возможности разрешить парковаться в платной зоне ночью. Причем это будет касаться любых автомобилей. Готовы власти обсуждать и вопросы выдачи второго резидентного разрешения на квартиру (сейчас вне зависимости от количества машин одна семья имеет право только на одно такое разрешение).
Все эти предложения пока не приняты, но Ликсутов заверил, что при поддержке горожан власти готовы их реализовывать.
Глава московского транспортного департамента предложил всем выступающим высказаться по поводу озвученных инициатив. Некоторые предложения были поддержаны единогласно, по некоторым мнения разделились.
Уже через три часа с начала встречи Ликсутов заявил, что для улучшения ситуации с пробками необходимо пересадить на общественный транспорт около 600 тыс. человек, то есть из 2,8 млн автомобилей, ежедневно выезжающих на улицы Москвы, нужно убрать 500 «лишних» тысяч. «Ситуация в городе катастрофическая. Город остановится, если мы с вами не организуем парковочное пространство», — убеждал вице-мэр собравшихся, которые все равно пытались перебивать его и язвить, но делали это уже не так активно.
«Вы не понимаете нашей политики, мы работаем, чтобы жителям центра жилось лучше, — заявил Ликсутов. — Мы хотим, чтобы вы смогли за 20 минут доехать из одного конца города в другой, а не стояли в пробках. Вот наша цель».
Всего встреча с жителями продлилась почти 4,5 часа.
По расширению ударили автопробегом
Пока в префектуре ЦАО вице-мэр пытался утихомирить рассерженных горожан, активисты Федерации автовладельцев России (ФАР) по-своему выразили протест против расширения зоны платной парковки.
Сначала они устроили автопробег по Садовому кольцу. Мероприятие под предводительством главы московского отделения ФАР Сергея Канаева стартовало с Зубовского бульвара.
Несмотря на заявленную организаторами численность в 50 автомобилей, по мнению репортера «Газеты.Ru», в акции приняли участие около 30 машин.
Украсив свои транспортные средства стикерами с надписью «Мы против произвола власти» и флажками с эмблемой ФАР, колонна двинулась в путь. Ехали протестующие по одной полосе с небольшой скоростью и с включенной «аварийкой». Сопровождали их несколько машин ГИБДД и автобус с ОМОНом.
Доехав до здания департамента транспорта Москвы, расположенного на Садовой-Самотечной улице, активисты устроили неподалеку от него санкционированный пикет. При этом организаторов, видимо, не смутило, что у большинства чиновников в субботу выходной, а сам Максим Ликсутов в это время общался с жителями ЦАО.
Пикет оказался таким же немногочисленным. Сергей Канаев оценил число его участников примерно в 100 человек.
Активисты ФАР выдвинули к столичным властям конкретные требования.
Прежде всего они настаивают на том, чтобы расширение зоны платной парковки в пределах Садового кольца было отложено как минимум до 1 июня 2014 года. До этого, настаивают автомобилисты, в столице по теме парковок необходимо организовать всенародное обсуждение.
Во-вторых, противники расширения считают, что в дальнейшем вводить подобные меры без референдума жителей Москвы нельзя. Третье требование оказалось более конкретным. По мнению ФАР, нужно заморозить до 1 июня стоимость уже существующих платных парковок в пределах Бульварного кольца и сделать их бесплатными в ночное время и выходные дни.
«В течение следующей недели на сайте московского отделения ФАР по этим предложениям будет идти голосование, после чего результаты будут направлены в правительство Москвы», — заявил Канаев.
Напомним, что после расширения зоны платной парковки стоимость стоянки в пределах Бульварного кольца возрастет с 50 до 80 рублей в час, цена парковки между Бульварным и Садовым кольцом составит 60 рублей в час.