Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Антимонопольная фиксация

ФАС отменила несколько крупных тендеров на поставку фото- и видеокамер ГИБДД в Подмосковье

Как стало известно «Газете.Ru», в Подмосковье отменены два крупных тендера на поставку камер видеофиксации ГИБДД. Антимонопольная служба посчитала, что при их проведении для участников были созданы неравные условия. Участники рынка считают, что если бы итоги конкурсов не отменили, то в январе их победитель — производитель комплексов «Стрелка-СТ» — получил бы серьезное преимущество при проведении тендеров более чем на полмиллиарда рублей.

Подмосковное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) отменило итоги двух подозрительных тендеров, объявленных областными властями на поставку в регион 50 камер фото- и видеофиксации за 18,7 млн рублей. В ведомстве посчитали, что организатор тендера — ГКУ «Центр безопасности дорожного движения Московской области» (ЦБДДМО) — составил задание конкурса таким образом, чтобы победу в нем одержала только компания — поставщик комплексов «Стрелка-СТ».

Золотая аренда

Чиновники подмосковного министерства транспорта (ЦБДДМО является его структурным подразделением. — «Газета.Ru) планировали не купить комплексы, а приобрести услуги по предоставлению информации о нарушениях, сделанных ими. То есть речь идет об аренде автоматических камер на один месяц в декабре этого года. В одном из тендеров ЦБДДМО говорится о 20 камерах для установки на светофорах на крупных магистралях, в другом — еще о 30 комплексах для измерения скорости на трассах региона.

«В документации к тендеру было сказано, что на комплексе должны быть установлены аналоговые камеры, которые, помимо «Стрелок», мало кто использует, были другие неточности, — рассказал «Газете.Ru» один из потенциальных участников тендера гендиректор НПО «Призма» Сергей Ласкин. —

Но ведь ЦБДДМО покупал не камеры, а саму услугу по фиксации нарушений. Это принципиальная разница. А технические требования при этом предъявляются к аппаратуре — типу камер, разъемов. Если закупаете услугу, описывайте требования к услуге. ФАС с нами полностью согласилась, и эти тендеры 12 ноября были отменены.

В ближайшие дни эта информация будет официально опубликована».

Стоит отметить, что в каждом из конкурсов действительно участвовало только по одной компании: в одном случае СМУ-7, в другом — «Спецтехсервис». При этом обе фирмы зарегистрированы по одному адресу в Подмосковье и представляют интересы компании — производителя комплекса «Стрелка-СТ». В начале ноября в отсутствие конкурентов они были объявлены победителями, при этом сумма контракта в ходе торгов не снизилась и составила 9,3 млн и 9,4 млн руб. соответственно.

Ласкин, который и обратился с жалобой в ФАС, считает, что отмененные тендеры должны были стать первым шагом к получению куда более выгодного контракта. По его словам, речь может идти о сотнях миллионов рублей, которые подмосковное ЦБДД, по мнению гендиректора «Призмы», также хотело бы отдать производителям «Стрелки-СТ». Ласкин располагает информацией, что в январе ЦБДДМО должно было объявить аналогичные тендеры по аренде услуг 50 камер фото- и видеофиксации, но уже не на месяц, а на три года

«Тут очень тонкий расчет. Дело в том, что как раз в декабре заканчивается срок действия ФЗ-94 «О госазкупках», — объясняет гендиректор «Призмы». – С 2014 года будет действовать новый ФЗ, где предусмотрена уже не аукционная система, а конкурсная. То есть еще в самом задании можно будет вполне легально прописать, что дополнительное преимущество, скажем какие-то баллы, дается компании, которая уже имеет оборудование на данных объектах. То есть за счет этих сданных в аренду 50 камер владельцы «Стрелки-СТ» получили бы серьезное преимущество, а вместе с ним наверняка и сам этот контракт.

Если один месяц такой аренды стоит 20 млн руб., то нетрудно подсчитать, сколько будут стоить три года. Это сотни миллионов рублей».

Несмотря на то что теперь «декабрьский» тендер отменен и формально все потенциальные участники январского конкурса находятся в равных условиях, Ласкин пока не знает, будет ли его компания в нем участвовать.

Дело в том, что в ряде других многомиллионных тендеров ЦБДДМО, информация которых размещена на сайте госзакупок, благосклонность к «Стрелке-СТ», по его мнению, прослеживается еще более очевидно. «Я не знаю, будем мы участвовать в январском конкурсе, потому что то, что они делают сейчас, это настоящий беспредел. Любой человек, даже не имеющий отношения к теме госзакупок, сразу все это увидит, — говорит Ласкин. — В связи с этим мы в среду утром отправили новые жалобы в УФАС. Если они уже отменили итоги двух тендеров на поставку услуг фото- и видеофиксации, то как минимум пять тендеров тем более должны отменить».

Письмо для конкурентов

В конце октября на сайте ЦБДДМО было опубликовано несколько крупных заявок. В рамках пяти отдельных тендеров ведомство хочет модернизировать установленные на областных магистралях комплексы «Стрелка-СТ» 2010 года выпуска (это почти все из установленных в Подмосковье 150 автоматических комплексов. — «Газета.Ru). Кроме того, в рамках еще трех тендеров ГКУ хочет закупить для этих же комплексов различные запасные части. Стоимость каждого тендера варьируется от 4,6 млн до 9,7 млн руб. — в общей сложности на эти цели ЦБДДМО готово потратить около 55 млн рублей. Победитель тендеров будет определен 18 ноября.

Жалобу в ФАС Ласкин отправил на все восемь заявок подмосковных властей, находя в каждой из них повод для отмены конкурса. Но наибольшее недовольство у него вызвали пять тендеров на обновление программного обеспечения комплексов.

Дело в том, что в технической документации к ним заказчик прописал, что участник закупки должен иметь «опыт работ по обслуживанию комплексов контроля дорожного движения — автоматизированных стационарных ККДДАС «Стрелка-СТ». Потенциальные участники торгов — представители НПО «Призма», которое поставляет на рынок комплекс автоматической фиксации Vocord, — поинтересовались у заказчиков, каким образом можно подтвердить наличие подобного опыта.

На что в ГКУ ЦБДДМО дали совершенно официальный ответ, который можно найти в документации к тендеру.

«Наличие «опыта работ по обслуживанию комплексов ККДДАС «Стрелка-СТ» подтверждается письмом завода-изготовителя», — говорится в тексте соответствующего пояснения заказчика. Ласкин считает это условие вопиющим.

«Получается, что любой другой компании, помимо производителя «Стрелки», необходимо представить от них самих какое-то письмо. Очевидно, что таким образом можно легко отсечь всех конкурентов. Заводу — изготовителю «Стрелки» достаточно отказать в таком письме любому другому потенциальному участнику конкурса, и заказ уйдет тому, кому нужно», — отмечает гендиректор «Призмы».

То, что сама документация тендера составлена исключительно ради победы «Стрелки», по мнению Ласкина, наглядно подтверждается и другим фактом. «Во все тендерах на модернизацию «Стрелки» ЦБДДМО указывает соответствие требованиям по электропитанию, тупо переписывая их из Технических условий завода — производителя этого комплекса, — рассказывает он. — И там и там как под копирку есть пункт, что «электропитание комплексов осуществляется от сети переменного тока частотой (45–55) Гц и напряжением (187–242) В по ГОСТ 21218».

А теперь давайте взглянем, что это за ГОСТ такой. Оказывается, ГОСТ 21218-75 называется «Разделители резиновые шаровые для трубопроводов. Технические условия». Я думаю, чиновники слепо пытались подогнать все технические требования к камерам конкретно под «Стрелку» и даже не заметили этот откровенный ляп».

Вдобавок ко всему Ласкин считает, что сами цены, заложенные на обслуживание комплексов, сильно завышены. «Программное обеспечение с точно такими же функциями можно купить на рынке в 2–2,5 раза дешевле в зависимости от производителя. Причем оно вполне совместимо со «Стрелкой», достаточно как следует настроить», — уверяет он.

Знает гендиректор «Призмы» и причины такой, по его мнению, благосклонности подмосковных чиновников к «Стрелке». «В прошлом году был 170-миллионный тендер на обслуживание всех подмосковных «Стрелок». Сначала его выиграла компания, представляющая наши интересы, — рассказывает Ласкин. — При этом цена снизилась до 80 млн. Итоги этого конкурса были отменены, и провели новые тендер. На этот раз победила компания «СК Регион», представляющая интересы производителя «Стрелок», и цена упала со 170 млн до 13 млн руб. Это существенно ниже себестоимости самих работ по обслуживанию камер. Наши конкуренты пошли на такие убытки, потому что этот конкурс по определенным причинам им нужно было выиграть во чтобы то ни стало.

Но вскоре после этого тендера, примерно в августе, замминистра транспорта области Юрий Фельде написал письмо зампреду правительства региона Ильдару Абдрахманову, в котором предложил сэкономленные после многократного снижения цены деньги направить на модернизацию этих же «Стрелок». Вот и появляются эти тендеры с вполне очевидными условиями, исключающими конкурентов, и многократно завышенной ценой».

«Мы пока ничего не знаем о решении УФАС по отмене двух тендеров, поэтому нам сложно что-то комментировать. Никаких документов у нас нет, поэтому сложно сказать, чем руководствовалась антимонопольная служба, — заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь Минтранса Московской области Роман Левкович.

Михаил Максимович, исполнительный директор корпорации «Строй инвест проект М», в которую входит завод — изготовитель комплекса «Стрелка-СТ», на телефонные звонки корреспондента «Газеты.Ru» не ответил.

Что думаешь?
Загрузка