С неожиданной проблемой столкнулся Государственный музей истории ГУЛАГа около года назад, когда в столице открылась первая экспериментальная зона платной парковки. Музей арендует помещение в доме №16 по улице Петровка — вся парковка на ней с ноября 2012 года является платной.
Пока простые автомобилисты платят за стоянку 50 рублей в час, водители некоторых дорогостоящих иномарок стали парковать свои машины в арке, ведущей к единственному входу в музей. Первое время находчивые водители умудрялись загонять в небольшую арку сразу несколько машин, заставляя посетителей музея жаться к стенам. Потом сотрудники музея установили посередине арки металлические ворота, после чего в нее стал помещаться только один автомобиль. Стоит отметить, что сама арка является пожарным въездом и даже просто перегораживать ее запрещено — в случае пожара или других ЧП других способов выбраться из музея у сотрудников и посетителей просто нет.
Среди самых злостных нарушителей — представитель Mercedes S-Class с номерами «а183мо77».
Известно, что серию «АМО» зачастую используют чиновники правительства Москвы, и, по данным ГИБДД, на 2001 год этот номер был закреплен за мэрией города. Кому сейчас принадлежит автомобиль, доподлинно неизвестно. Ездит на нем хорошо известная в мире моды Айсель Трудел. По данным из открытых источников, она является директором Landau Fashion Group и представляет в России известные европейские модные марки. В частности, Трудел одна из создателей мультибрендового бутика Aizel, расположенного в Столешниковом переулке.
«Я с ней несколько раз общался на эту тему, и она обещала, что больше не будет ставить машину, — рассказал «Газете.Ru» директор музея Роман Романов. — Не знаю, кому принадлежит сама машина, потому что помимо Трудел на ней периодически приезжают и другие люди. Сама она обещала, что вот-вот найдет другое постоянное место для парковки, но с тех пор прошло уже несколько месяцев, но автомобиль продолжает у нас парковаться». Стоит отметить, что половина здания принадлежит частным владельцам, которые сдают его в аренду различным компаниям. Вторая половина, в которой располагается музей, находится в собственности города.
Корреспондент «Газеты.Ru» побывал у музея ГУЛАГа в пятницу днем. На въезде в арку был припаркован тот самый премиальный Mercedes с номером «а183мо77». При этом сам въезд в арку загораживают металлические рамки с красной табличкой «Пожарный проезд» (см. фото). Несмотря на это, иномарка стоит прямо за этими рамками, перегораживая проезд в арку. Машина припаркована так, что для прохода людей остается проем шириной примерно метр.
Координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов уверен, что машина серии АМО77 имеет какое-то отношение к мэрии. «Да, серия АМО77, особенно с цифрами до 200 в номере, это почти наверняка автомобили мэрии Москвы, — заявил «Газете.Ru» Шкуматов. —
Если даже это не какой-то чиновник, то человек, приближенный к мэрии. Просто так такие номера никто не получает».
На фотографиях, сделанных в разное время сотрудниками музея, запечатлены и другие «постояльцы» музейной арки. Так, здесь был замечен внедорожник Toyota Land Cruiser, а также эксклюзивный лимузин Maybach с номером «о090ов97». Автомобилей этой марки в Москве насчитывается всего несколько штук, а стоимость новой машины составляет около €400 тыс. Согласно данным из открытых источников, в 2005 году Maybach с таким же номером был зарегистрирован на миллиардера из Дагестана Рашида Сардарова. Кому сейчас официально принадлежит иномарка, на момент сдачи материала выяснить не удалось.
Оказалось, что ставить машину в арку, причиняя неудобства посетителям и сотрудникам музея, владельцев премиальных автомобилей заставляет элементарная жадность — они не хотят оплачивать парковку.
«Мы регулярно беседуем с водителями этих машин. Они говорят, что это их здание, а платить за парковку им не хочется, — рассказал Романов. — Я даже им предлагал, чтобы музей оказал им гуманитарную помощь, и они не отказались. Причем говорили не только с водителями, но и с пассажирами, в частности с чьим-то начальником охраны. Обещал убрать».
Руководство музея многократно обращалось с жалобами в различные инстанции, но отовсюду получало только отписки.
«Мы жаловались в МВД, ГИБДД, МЧС, управу района, но отовсюду получили практически одинаковые отписки, — сетует директор. — Из МВД пришел ответ, согласно которому они приходили проверять арку, но машин там не было. Там же было написано, что ситуацию взяли под особый контроль, но письмо пришло еще в мае, а беспрепятственно паркуются там до сих пор. Никаких мер правоохранительные органы не приняли».
Источник в ГИБДД заявил «Газете.Ru», что формально стоянка в арке не является нарушением по линии ведомства. «Если исходить из имеющихся фотографий, то нарушения там нет, — сказал он. — Если бы машины стояли на тротуаре хотя бы частично, то это была бы помеха пешеходам. В данном случае арка — это городская территория, и всеми нарушениями, связанными с парковкой, там занимается город, как в случае с парковками на газонах». По словам источника, если машина, паркуясь в арке, заедет на тротуар, то достаточно будет отправить соответствующее фото в ГИБДД Москвы и написать заявление, и тогда нарушителя накажут.
В расположенном неподалеку от музея департаменте культуры города также в курсе ситуации.
«Конечно, мы знаем о проблемах музея и считаем ситуацию ненормальной. К сожалению, у департамента не так много полномочий для исправления ситуации. Я думаю, что выходом здесь могла бы стать установка шлагбаума на въезде в арку. Думаю, в ближайшее время этот вопрос будет решен», — рассказал источник «Газеты.Ru» в департаменте.
Небольшой музей истории ГУЛАГа пользуется популярностью не только среди москвичей, но и среди иностранцев. «В этом музее молодая, энергичная команда. К ним ходит очень много иностранцев, причем качественных иностранцев — интеллигентная публика, — рассказал «Газете.Ru» источник в столичной музейной сфере. — Музей ГУЛАГа включен во все путеводители — их составители знают, как популярны на Западе «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына и лагерная проза. У них и сейчас экспозиция очень качественная, а они собирались значительно обновляться — приглашать серьезных художников-экспозиционистов».
«Забирать двор музея ГУЛАГа — преступление против культуры.
По очень простой причине — экспозиция музея начинается во дворе: он обнесен колючей проволокой и сразу погружает посетителя в лагерную атмосферу. Те, кто так паркуется, находятся в зоологическом родстве с коммунистами, которые снесли собор Казанской Божией Матери и устроили там общественный туалет. Напомню, что история вернула храм на место», — заключил источник «Газеты.Ru».
P.S. После выхода заметки в редакцию «Газеты.Ru» позвонил представитель одного из арендаторов здания на Петровке, 16. «Мы хотим извиниться перед музеем и его посетителями за причиненные неудобства, — отметил он. – Могу заверить, что после публикации были сделаны серьезные выводы. Мы разобрались в ситуации и приняли меры, в том числе кадровые, чтобы такого больше не повторилось. Ни тот черный Mercedes, ни другие иномарки там больше парковаться не будут».