Во вторник, 22 октября, в Госдуме состоялись парламентские слушания по внесению поправок ко второму чтению в закон об ОСАГО. Депутаты, представители Центробанка, Минфина и общественных организаций, а также сами страховщики огласили свои позиции относительно изменений в работе «автогражданки».
Единая методика расчета ущерба
По словам главы комитета Госдумы по финансовому рынку Натальи Бурыкиной, ключевым вопросом на слушаниях стала разработка единой методики расчета ущерба по ОСАГО.
«Все понимают, что необходима единая система для избежания споров и несправедливости — оценки ущерба зачастую сильно разнятся», — рассказала «Газете.Ru» Бурыкина.
Участвовавший в слушаниях координатор общества «синих ведерок» Петр Шкуматов считает, что создание единой методики оценки ущерба грозит серьезными трудностями для автомобилистов.
«Страховщики и множество чиновников выступают за принятие единой методики оценки ущерба.
На практике это будет нечто вроде «государственного прайс-листа» на выполнение тех или иных работ. Эти цифры могут быть скорректированы как в меньшую, так и в большую сторону. Это настоящий троянский конь».
По мнению активиста, единая методика позволяет страховщикам на законных основаниях занижать выплаты по ОСАГО. «Страховщики посчитают ущерб вот по этой методике и выплатят на вполне законных основаниях, скажем, 10 тыс. руб. Вы пойдете в автосервис, и вам назовут совсем другую цифру, например 30 тыс. руб.
В суде вам вновь укажут на принятую методику, поскольку ссылаться на прайс-лист автосервиса нельзя. Выросли цены на ремонт – извините», — пояснил Шкуматов.
«С учетом того, насколько рьяно страховщики эту идею проталкивают, я думаю, что это всего лишь способ легализации занижения выплат автомобилистам, причем в суд с этим вопросом обратиться будет уже нельзя – там тоже считают все по этой методике», — добавил активист.
Глава ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников считает, что сама по себе идея единой методики оценки ущерба хороша, но ее реализация вызывает вопросы. «Когда установлены правила игры, то люди их знают и сталкиваются с меньшим количеством сюрпризов. Но в нынешней концепции предлагается поручить разработку этой методики Российскому союзу автостраховщиков (РСА) вместо Минтранса. А РСА – лоббист страховых компаний. Они сделают удобную им методику, которая не будет иметь ничего общего с реальным ущербом, который причинен гражданам», — рассказал «Газете.Ru» юрист.
«Если они смогут переступить через собственные личные интересы и при разработке этой методики учесть интересы потерпевших и привлечь к этой разработке общественные организации, независимых экспертов, то тогда эта методика действительно сможет снизить количество проблем в ОСАГО», — считает Тюрников.
Закон о защите прав потребителей и ОСАГО
Споры развернулись и при обсуждении вопроса о распространении закона «О защите прав потребителей» на закон об ОСАГО. Напомним, с июня прошлого года Верховный суд своим постановлением распространил на ОСАГО действие этого закона. Это привело к тому, что автовладельцы стали заваливать страховщиков судебными исками и выигрывать их. Участники же рынка указывали на то, что на ОСАГО не может распространяться потребительский закон.
В итоге в апреле этого года, когда поправки к «автогражданке» принимали в первом чтении, депутаты вывели ОЗПП из-под действия закона об ОСАГО. Но ко второму чтению законодатели вернулись к обсуждению возможности распространить потребительский закон на автострахование.
«Закон «О защите прав потребителей» должен действовать на ОСАГО, но с учетом особенностей, установленных базовым законом, — заявила депутат Наталья Бурыкина. — Если интересы потребителей не защищать, то будет только высокий сбор премий и больше ничего».
«Применение этих мер приведет к массовому нарушению прав автомобилистов и в конечном счете сделает ОСАГО никому не нужным инструментом в этой стране», — предупредил об опасности вывода ОЗПП юрист Тюрников.
ОСАГО на пять лет, франшиза и ценовой коридор
В рамках обсуждения были обозначены еще несколько революционных новелл, которые не вызвали возражений у большинства участников парламентских слушаний.
В частности, речь шла о франшизе в ОСАГО. С помощью этого нововведения безаварийная езда окажется более выгодной, но автомобилист берет на себя дополнительный риск: ущерб в рамках франшизы (около 10–30 тыс. руб.) придется возмещать самому владельцу машины, а не страховой компании.
Также одобрение участников вызвала мера, которая продлит срок действия полиса ОСАГО с 12 месяцев до 3–5 лет — именно в течение такого срока, считают в Минфине, россияне пользуются автомобилем до его перепродажи.
Кроме того, ко второму чтению законодатели могут ввести для ОСАГО ценовой коридор — минимальную и максимальную цену полиса.
В случае утверждения этой меры впервые за 10 лет существования рынка ОСАГО фактически появится ценовая конкуренция между страховщиками. В настоящее время цену полиса определяют исходя из среднего тарифа, составляющего около 2 тыс. руб. Глава РСА Павел Бунин в ходе слушаний заявил, что введение ценового коридора приведет к банкротству страховщиков. По данным Бунина, сейчас почти 90% всех полисов ОСАГО продаются по минимальной цене.
По итогам мероприятия комитет Госдумы по финансовому рынку подготовит рекомендации, которые рассмотрят в Госдуме при подготовке поправок к закону об ОСАГО во втором чтении. Ожидается, что рассмотрение инициативы состоится в декабре.
Какие поправки уже приняли в первом чтении
В апреле текущего года Госдума в первом чтении приняла поправки к закону об ОСАГО. Согласно нововведениям, лимит выплат по «автогражданке» возрастет со 120 тыс. до 400 тыс. руб. В случае причинения вреда жизни или здоровью кому-либо из участников аварии сумма выплат увеличится со 160 тыс. до 500 тыс. руб. Самым спорным решением стал вывод закона об ОСАГО из-под действия закона «О защите прав потребителей» — это заметно ограничивает возможности застрахованных лиц по защите своих интересов в суде. Однако после принятия законопроекта в первом чтении депутаты и общественность признавались, что реформа ОСАГО — крупнейшая за последние десять лет — должна пройти серьезное обсуждение.
Лимит выплат по Европротоколу — без вызова сотрудников ГИБДД на место аварии — увеличился с 25 тыс. до 50 тыс. руб., а для жителей Москвы и Санкт-Петербурга — до 400 тыс. руб., но только в том случае, если имеются фото- или видеоматериалы самого ДТП.