Какие изменения депутаты уже приняли в первом чтении
В апреле текущего года Госдума приняла в первом чтении поправки к ОСАГО. Согласно одобренному парламентариями документу, лимит выплат по «автогражданке» вырастет со 120 тыс. до 400 тыс. рублей. В случае причинения вреда жизни или здоровью кому-то из участников аварии сумма выплат увеличится со 160 тыс. до 500 тыс. рублей.
Лимит выплат по Европротоколу — без вызова сотрудников ГИБДД на место аварии — вырос с 25 тыс. до 50 тыс. рублей, а для жителей Москвы и Санкт-Петербурга — до 400 тыс. рублей, но только в том случае, если имеются фото- или видеоматериалы самого ДТП.
Важным изменением стал вывод закона об ОСАГО из-под действия закона о защите прав потребителей (ОЗПП) — это заметно ограничивает возможности застрахованных лиц по защите своих интересов в суде.
Нововведения ко второму чтению от Минфина
Ко второму чтению Минфин, ответственный за разработку документа, собирается предложить ряд важных изменений.
В частности, ведомство впервые хочет увеличить срок действия полиса ОСАГО с нынешних 12 месяцев до 3–5 лет. Чиновники считают, что именно такой срок действия оптимально подходит россиянам, поскольку автомобиль в среднем эксплуатируется в течение этого периода.
Ко второму чтению могут обратно вернуть и распространение на ОСАГО закона ОЗПП, который будет регулировать сферу взаимоотношений между страховщиком и клиентом, но с оговорками. Например, страховщик будет выплачивать неустойку за просрочку выплаты не в размере 3% от суммы, а в размере 0,75 от ставки рефинансирования ЦБ.
Кроме того, новые поправки предписывают выдавать потерпевшей в ДТП стороне в течение 20 дней направление на ремонт автомобиля, но список доступных автосервисов предлагает сам страховщик — компания сможет выбирать наиболее бюджетные станции обслуживания, что может сказаться на качестве ремонта. В случае возникновения у потерпевшего претензий к работе сервиса он должен уладить разногласия непосредственно со станцией обслуживания — страховщик в этом участия не принимает.
Поправки во втором чтении усложнят практику привлечения юристов для разбирательств со страховыми компаниями, поскольку передача прав требования к страховой компании другому лицу будет запрещена.
Предложения ко второму чтению от Госдумы
Свои поправки в закон об ОСАГО ко второму чтению предлагают и в Госдуме.
Основные предложения в первую очередь касаются объединения полисов ОСАГО и каско.
Автор идеи — глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина пояснила «Газете.Ru», что покупателей полисов каско освободят от ОСАГО, то есть обязательный вид страхования будет включен в добровольный (каско). Таким образом, водителю не нужно будет покупать оба полиса автострахования.
Накануне слушаний, в понедельник, Всероссийский союз страховщиков по указанию службы ЦБ по финансовым рынкам сообщил о разработке стандарта для каско, который унифицировал бы базы данных этого вида страхования с ОСАГО.
Еще одним важным изменением ко второму чтению станет обязанность потерпевшего в ДТП урегулировать свои разногласия со страховой компанией до того, как он обратится в суд. На практике это означает, что недовольный суммой или задержкой выплаты страхователь больше не может привлечь независимых экспертов и направиться с их заключением прямиком в суд — теперь нужно дождаться выплаты, а потом уже оспаривать ее факт.
«Важно ввести процедуру досудебного регулирования, — пояснила «Газете.Ru» Наталья Бурыкина. — Может быть, мы введем повышенную ответственность, если, скажем, выплата будет просрочена. Сейчас основной вопрос в том, что страховщики даже если и признают убытки, то и не хотят выплачивать — слишком долго этот процесс идет. Теперь наша задача — сделать механизм страхования понятным».
По мнению депутата, ключевое значение имеет разработка единой системы оценки запчастей: «Нужна единая система, которую будут воспринимать все страховые компании, и компенсации должны выплачиваться именно по ней».
Кроме того, Бурыкина предложила ввести франшизу для договоров ОСАГО — с ее помощью стороны определяют размер ущерба, от возмещения которого страховщик освобождается.
По замыслу это должна быть небольшая сумма в пределах 10–30 тыс. рублей. Однако в случае безаварийной езды в перспективе это сделает полисы ОСАГО дешевле, но ущерб в пределах франшизы возмещать должен будет сам страхователь, а не страховая компания. При этом страховщик будет сам ремонтировать машину, а стоимость этих работ будет взыскана с застрахованного по ОСАГО клиента. Таким образом, застрахованное лицо берет на себя риск, но зато получает скидку на полис.
Позиция страховщиков
«Парламентские слушания нужны для того, чтобы услышать заинтересованные стороны, — рассказал «Газете.Ru» источник в Российском союзе автостраховщиков (РСА). — Там будут все, и нам очень важно услышать самые разные мнения».
Перед вторым чтением поправок к закону об ОСАГО самым принципиальным вопросом для союза является введение прямого возмещения убытков (ПВУ) — это когда пострадавшему в ДТП автовладельцу можно будет обращаться за возмещением ущерба в свою страховую компанию. «ПВУ будет способствовать тому, что кто бы ни был виноват в ДТП, автовладельцу можно будет обратиться только в свою страховую компанию, с которой у него заключен договор, — рассказали в РСА. — Сейчас страховщики нередко «гоняют» клиента друг к другу, и если поправка пройдет, то это заметно упростит жизнь многим автовладельцам. Что касается единой методики оценки ущерба, то ее введение сняло бы множество споров, которыми сейчас завалены суды. Это настолько важно, что мы сами готовы ее разработать».
«Сам закон социально ориентирован, но надо понимать, что бесплатного хлеба не бывает, — заявил «Газете.Ru» вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин. — Если мы эту услугу продаем, а не дарим, то нужно сознавать, что должно быть адекватное соотношение лимита выплат и страхового тарифа».
Среди важных для страховщиков новшеств Соломатин отметил эксперимент с упрощенным оформлением аварий по Европротоколу для некоторых регионов. «Мы ждем результатов работы этой системы, но, конечно, не стоит забывать, что оба автомобиля — участника ДТП для этого должны быть оборудованы как минимум видеорегистраторами, — добавил он. — Посмотрим, как это повлияет на убыточность, частоту страховых выплат. Я думаю, если это приживется, то очень сильно упростит работу страховщикам, в том числе и многократно сократит сроки выплаты».
Позиция юристов и автомобилистов
Глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников считает, что среди обсуждаемых мер не так много позитивных изменений, которые действительно затронут жизнь простых автомобилистов. «Из хорошего можно выделить увеличение страховых сумм», — говорит эксперт.
По мнению юриста, вместе с увеличением выплат страховщики потребуют дополнительных премий в размере от 25 до 70%.
Юрист обратил внимание, что поправки к ОСАГО не затрагивают выплаты с учетом износа транспортного средства. «Это означает, что в 100% случаев человек не отремонтирует свою машину за те деньги, которые он получит по ОСАГО», — рассказал Тюрников.
Кроме того, юрист подозревает, что страховщики намерены усложнить процедуру оформления по Европротоколу. «Они пишут, что не могут противостоять Европротоколу, — лимит будет увеличиваться, он будет все больше применяться. Только теперь они пишут, что требования к фото- и видеофиксации могут устанавливаться уполномоченным государственным органом. Для меня совершенно очевидно, что потом они пролоббируют ряд требований к этим методам фиксации — у тебя должен быть особенный видеорегистратор, который можно ставить только в авторизованной мастерской», — пояснил юрист.
«Они хотят, чтобы Европротокол не работал — для них он опасен, они боятся мошенников и больших возмещений. Человек будет приходить за полисом. У него будут спрашивать, хочет ли он пользоваться Европротоколом. Если он скажет да, то его отправят в авторизованную мастерскую, где вместе с 4 тыс. за полис с него попросят еще 6 тыс. за видеорегистратор. Установишь его — можешь не ждать полицию. Вряд ли много людей на это согласятся», — сказал Тюрников.
Координатор общества «Синих ведерок» Петр Шкуматов, который также во вторник примет участие в парламентских слушаниях, надеется, что в ходе обсуждения появятся конструктивные идеи, которые позволят решить реальные проблемы ОСАГО.
«Предложенные поправки вводят рынок ОСАГО в еще больший штопор и не решают проблем, которые накопились за 10 лет существования обязательного страхования, — сказал Шкуматов «Газете.Ru». --
Если проанализировать поправки, которые предлагаются, можно увидеть, что выплаты ущерба не увеличатся, а приобретут псевдозаконную форму за счет методик расчета. В итоге автомобилист не сможет получить страховой ущерб, поскольку ему укажут на методику. Очень важно добиться отмены «идей», которые лоббируются страховщиками, и вернуться к диалогу, когда интерес автомобилистов будет стоять не на последнем месте, а хотя бы в первой тройке. Сейчас автомобилист оплачивает все. Статистика показывает, что каждый пятый водитель судится со страховой компанией».