О новом поворотном решении в судьбе МАЗа глава Белоруссии рассказал в ходе многочасовой пресс-конференции для российских журналистов в Минске. Сделав ряд сенсационных заявлений, Лукашенко прокомментировал и затянувшийся процесс объединения российского и белорусского автогигантов.
Говоря о холдинге «РосБелавто», к созданию которого стремится российская сторона, белорусский президент заявил: «Мне говорят, мы хотим участвовать в приватизации МАЗа. Путин там, Медведев и прочая, — сказал Лукашенко. — Хорошо, говорю я. Спрашиваю: какой объем инвестиций будет вложен? Нет ответа. Какие новые технологии будут привлечены на наше предприятие? Нет ответа. Какие новые рынки сбыта откроются перед МАЗом? Нет ответа. Что тогда изменится?
Денег нет, технологии на КамАЗе хуже, чем на МАЗе. Потому что «МАЗ» — конкурентная продукция, она продается не хуже, чем «КамАЗ», если в равные условия поставить».
Он отметил, что минский завод ранее уже прошел модернизацию и сейчас проходит еще одну, более углубленную. «И мы говорим россиянам: если вы идете, как вы будете в модернизации участвовать? Никак. Тогда у меня встает вопрос: а не получится ли так, что вы предприятие это заберете за бесценок, денег же нет, там какие-то акции, махинации, и со временем на МАЗе будут производить только диски для автомобилей? И мы лишимся производства грузовых автомобилей. Не может быть такого? Может быть. Вот вам ответ на мой вопрос», — заявил президент Белоруссии.
Лукашенко посчитал, что для принятия совместной стратегии производства и продаж двум автозаводам вовсе не обязательно создавать единый холдинг. «Сколько потребляет наш внутренний рынок, мы знаем, а дальше мы и так можем договориться и рынки поделить», — отметил он.
Правда, Лукашенко забыл упомянуть, что за последний год продажи грузовиков «МАЗ» на рынках как России, так и других стран значительно упали.
Сегодня склады предприятия забиты продукцией, в результате на заводе периодически вводится то трех-, то четырехчасовая рабочая неделя. МАЗу все сложнее конкурировать с западноевропейскими автопроизводителями, которые открывают в России сборочные производства грузовиков, автобусов и другой техники. В условиях членства России в ВТО белорусским и российским производителям будет слишком сложно конкурировать уже не только на внешних, но и на внутренних рынках.
Вместо создания холдинга «РосБелавто» Лукашенко предложил свой вариант дальнейшего развития для российского и белорусского производителей грузовиков. «Мы и так можем наш общий рынок поделить и продать, — сказал президент Белоруссии. — Как его поделить? Вы производите 30 тыс. автомобилей, мы — 20 тыс. Или вы 30 тыс., и мы 30 тыс. Больше не производим — чтобы не уронить цену. Цена для производителя тоже важна. Давайте договоримся».
Между тем еще не так давно, 7 июня, в Минске на пресс-конференции, приуроченной к Дню России, посол России в Белоруссии Александр Суриков заявил, что рабочие группы по объединению МАЗа и КамАЗа работают успешно.
По его словам, уже этой осенью могут быть подписаны документы о создании автомобильного холдинга «РосБелавто».
Суриков признавал, что сегодня на российском рынке грузовиков «только 50% российских и белорусских изделий, вторая половина уже контролируется конкурентами из других стран».
«Всю первую половину года переговоры об альянсе велись очень интенсивно. 17 мая в правительстве РФ об этом разговаривали первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко и зампред правительства России Аркадий Дворкович, — напоминает Виктор Древов, экономист ОАО «Автоальянс». — Далее эта тема обсуждалась 21 мая в Москве на встрече премьер-министра России Дмитрия Медведева со своим белорусским коллегой Михаилом Мясниковичем. И тогда нас заверяли, что вот-вот холдинг «РосБелавто» будет создан. Однако теперь мы видим, что белорусское правительство не торопится увеличивать экономическое присутствие России в местной промышленности.
А потому искусственно тормозит процессы слияний и поглощений с участием российских финансово-промышленных групп».
На той же пресс-конференции Александр Лукашенко рассказал и о будущем другого белорусского автогиганта — БелАЗа. По словам президента Белоруссии, вопрос о приватизации ОАО «БелАЗ» даже не поднимался. «БелАЗ мы никому не отдаем. Это один из наших брендов, 30% мирового рынка такого рода грузовиков, гордость Белоруссии», — сказал он и напомнил, что недавно лично протестировал самый большой в мире грузовик — 450-тонный карьерный самосвал «БелАЗ».