Эпатажные владельцы спорткаров Porsche по всему миру совершенствуют свои навыки управления этими мощными и вертлявыми автомобилями. Зачастую это состоятельные дедушки, которые с ребячьим восторгом гоняют по заснеженным Альпам и горным тропам Палм-Спрингс. Увы, в России своей собственной автошколы у компании Porsche пока нет. Однако в тестовом режиме производитель легендарных автомобилей стал регулярно организовывать программу водительского мастерства Porsche Media Driving Academy. В этом году на Нижегородском кольце свои навыки вождения за рулем автомобилей Porsche повышал и корреспондент «Газеты.Ru».
Инструкторский состав возглавил профессиональный пилот и идейный вдохновитель школы вождения харизматичный гонщик Ян Калмар. Ему помогали еще несколько специалистов-тренеров, в том числе российские мастера спорта.
Обучение проходило на самых резвых автомобилях в текущей линейке Porsche. Это модели 911 Сarrera 4, Сarrera 4S, а также Boxster S и Cayman S.
После технического инструктажа многие участники «академии» уже нетерпеливо посматривают на гоночный трек, а инструкторы обещают научить ключевым навыкам водительского мастерства. И чем лучше будет получаться, тем четче мы поймем преимущества Porsche, обещает с менторским энтузиазмом Калмар.
Сразу за руль нас не пустили, отправив в пешую прогулку по гоночному треку. Мол, сперва надо увидеть трассу и познакомиться с ней ближе.
Пока мы прогуливались вдоль аккуратно расставленных конусов, нам рассказали о специфике Нижегородского кольца: главное, что здесь ужасный уровень сцепления с асфальтом даже в сухую погоду. Впрочем, такая пешая затравка только добавила азарта.
Наконец-то рассаживаемся по машинам и учимся… правильной посадке: водитель не сильно отдален от руля или приближен к нему, спинка кресла отклонена таким образом, чтобы была возможность свободно двигать руками и корпусом при повороте, высота посадки произвольная, кому как удобнее, и, конечно же, пристегнутый ремень.
Первое упражнение — стандартная разминочная «змейка». Выполняя простейшие маневры, уже чувствуешь, как теряешь контроль в поворотах. Дело в том, что инструкторы призывают максимально быстро разгоняться и резко тормозить перед поворотами. Да-да, не в пример тому, как учат в обычных автошколах, нам разрешают тормозить и поворачивать одновременно.
Благодаря ABS и системе регулирования курсовой устойчивости автомобиля (PSM) эти два действия удается совместить, не создавая аварийной ситуации.
Ровно так же, как в гонках «Формулы-1», где нет сцепления и пилот может тормозить и добавлять газ, чтобы распределить вес автомобиля туда, куда он хочет.
По ходу занятий пересаживаемся с заднеприводных на полноприводные Porsche 911. На скользком покрытии сразу чувствуется разница: спорткар с четырьмя ведущими колесами при торможении вгрызается в покрытие, а задний привод все-таки проскальзывает дальше.
На старте активируется так называемый launch-control (эффективное использование крутящего момента двигателя и преобразование его в максимальное ускорение на старте), когда одновременно жмешь на педаль газа и тормоза до характерного рыка, которого поначалу пугаешься и порываешься отпустить педаль.
Бросаем педаль тормоза только после нескольких звучных рычаний двигателя, автомобиль резко срывается с места и с полностью открытым газом бешено устремляется в сторону тормозного коридора. Разогнавшись, затем резко выжимаю в пол педаль тормоза. В этот момент срабатывает ABS, и педаль с той же силой обратно бьет в ногу — и так до полной остановки.
Переходим на трек. Сложность прохождения трассы в том, чтобы проехать ее с неравномерным распределением веса на высокой скорости. Каждая из присутствующих на треке моделей Porsche ведет себя по-разному.
Если Cayman легче управляется и четче проходит повороты, то 911-й менее устойчив и требует больше усилий и мастерства.
На 911-м при прохождении поворотов углы получаются не такие плавные и временами, кажется, теряешь над машиной контроль. Эта мысль тут же исчезает, когда автомобиль уже несется на хвост впередиидущему Boxster.
Из-за несовершенного статичного распределения веса в Porsche 911 тормоза нужно использовать непосредственно перед поворотом. Кто же об этом помнит на треке, когда летишь на скорости в поворот и одновременно пытаешься повернуть рулевое колесо, которое из-за отсутствия давления на переднюю ось просто не реагирует? Колеса периодически визжат, передняя часть автомобиля поднимается, и колеса болтаются в воздухе, а тебя несет в сторону. И вот здесь ждешь обещанных от инструкторов нареканий. Однако в рации слышатся лишь подбадривающее: «Ну, давай!»
Инструкторы настойчиво призывают контролировать автомобиль на больших скоростях и делать все возможное, чтобы он не уходил в снос или занос, что возможно при малейшем действии не по их инструкции. Ян объясняет, что чем больше все четыре покрышки автомобиля соприкасаются с асфальтом, тем правильнее траектория маршрута. А поскольку единственной точкой соприкосновения автомобиля с асфальтовым покрытием остается покрышка, а точнее, лишь ее часть размером с ладонь, то получается чудовищно мало.
Новый Porsche 911 способен разогнаться до 100 км/ч за 3,5 с, имея под капотом более 500 л. с. И эти 500 «лошадей» проходят через поверхность размером всего лишь с ладонь. Вот почему важно контролировать эту небольшую площадь, чтобы не потерять контакт с поверхностью.
На следующий день занятий команда инструкторов продолжает адаптировать программу под навыки участников мероприятия. Все ученики несколько часов передвигаются неспешно по треку в режиме следования за инструкторами. Прежде чем выпустить полноценно на трек за рулем 911-го, наставники пытаются понять, как мы вообще справляемся с автомобилем.
Во время движения по треку из памяти стираются все наставления инструкторов, и автомобилем управляешь уже чисто интуитивно. И тут же не упускающий повода пошутить Ян Калмар сравнивает тебя с водителем такси, постоянно крутящим руль то вправо, то влево. Дальше без каких-либо инструкций мы проходили уже самостоятельно по пять кругов — с первым разогревочным и последним остужающим. Так мы соревновались уже друг с другом на время при прохождении трека весь остаток дня.
В последний тренировочный день с гоночного трека убрали все конусы. Теперь нас ждала уже езда с инструктором на хвосте, который комментировал и поправлял ошибки. После нескольких часов такого совершенствования на трассе ты чувствуешь, что можешь творить на этом автомобиле чудеса. Заключительным аккордом праздника скорости становится гонка «Мини-Ле-Ман», максимально приближенная к настоящим соревнованиям. Здесь и заезд на пит-стоп для смены колеса на время, и смена пилотов, и даже дозаправка автомобиля. И мы наслаждались этой скоростью. Всего за три тренировочных дня по треку мы накатали около 4 тыс. км. Кстати, без единой царапины.