Совет Федерации (СФ) разместил тендер по найму 39 автомобилей с водителями за 94,14 млн рублей для нужд верхней палаты Федерального собрания в течение 2014 года. В документации заявки подробно расписано, сколько и на каких именно машинах хотели бы в следующем году ездить в СФ.
По условию контракта, победившая транспортная компания должна предоставить членам палаты и сотрудникам ее аппарата автомобили, «работающие в режиме персонального закрепления». При этом поездки предполагаются не только по Москве, но и в различные регионы Центрального федерального округа (ЦФО).
Совет Федерации рассчитывает получить в обслуживание 10 лимузинов Audi A8 quattro, 11 авто поменьше — Audi A6 quattro и 18 машин Skoda SuperB, одна из которых должна быть в кузове универсал. В условиях тендера отмечается, что на конкурс могут быть представлены и другие модели, но только эквивалентные по своим качествам тем, что обозначены в заявке. Поэтому в тендере участвуют и автомобили BMW 5 и 7 серий, а также Ford Mondeo и Toyota Camry.
В заявке приводится и примерный расчет стоимости одного часа транспортного обслуживания.
Так, две Audi A8 в 2014 году планируется эксплуатировать 6240 часов, или, если поделить на количество дней в году, более 17 часов ежедневно, включая все праздники и выходные.
Еще четыре такие машины задействуют на 4440 часов, одну на 3480, еще две на 3192 и еще одну на 3048.
При этом минимальная стоимость обслуживания, которую можно найти на рынке соответствующих услуг, составляет 860,66 рублей в час. За эти деньги ФБГТУ «Автотранспортный комбинат управделами президента РФ» готов предоставить автомобиль BMW 7 серии.
Исходя из тендера, два наиболее продолжительных варианта обслуживания обойдутся заказчику в 5,37 млн рублей. При этом стоимость нового автомобиля BMW 740d xDrive, который минимально подпадает под запросы сенаторов, составляет 4,3 млн. Стоимость Audi A8 в комплектации, которую хотят видеть в СФ, еще меньше – 3,957 млн.
Аналогичным образом приводится расчет цены и на другие автомобили. Все Audi A6 (BMW 5 серии) планируется эксплуатировать 3048 часов, а более доступные Skoda или Ford – 3048 или 3480 часов. При этом даже самый недорогой вариант услуг с наиболее дешевыми иномарками предусматривает, что годовое обслуживание одной машины будет стоить не менее 1,5 млн рублей, то есть больше, чем цена новой машины.
Все предоставляемые автомобили должны быть выпущены не ранее 2012 года.
Изучив предложения от четырех компаний, в СФ на основе оптимальных вариантов сформировали цену всего заказа – 94,14 млн рублей. Исходя из текущих заявок претендентов, транспортное обслуживание по двум более престижным моделям (BMW 7 и 5 серии), по всей видимости, предоставит комбинат управделами президента. Аппарату СФ, скорее всего, достанутся Toyota Camry от «Автокомбината №1». Сам аукцион состоится 14 октября.
В контракте также оговаривается, что все предоставляемые водители должны обладать общим стажем работы не менее трех лет и не менее чем двухлетним стажем эксплуатации автотранспорта соответствующего класса. Кроме того, шоферы должны иметь соответствующие права российского образца и быть постоянно закрепленными за конкретной машиной. Еще одним требованием к водителям стал опрятный внешний вид и неиспользование «спортивной обуви и элементов спортивной формы одежды».
Транспортная компания должна обеспечить «безопасную и безаварийную перевозку обслуживаемых лиц», полную техническую исправность автомобиля, тонировку стекол по ГОСТу. Все машины должны в обязательном порядке оснащаться системой курсовой устойчивости автотранспорта (ESP), раздельным климат-контролем, автомагнитолой, системами безопасности и мобильной телефонной связью.
Всего несколько дней назад, 10 сентября, в Белом доме прошло заседание правительственной рабочей группы по рассмотрению официальных петиций. На нем обсуждалась инициатива оппозиционера Алексея Навального по ограничению стоимости автомобилей, приобретаемых чиновниками и сотрудниками госкомпаний для служебных нужд, суммой в 1,5 млн рублей, которая набрала более 100 тысяч голосов россиян. По закону любая инициатива, получившая такую поддержку на сайте «Российской общественной инициативы», должна быть рассмотрена правительством.
По итогам рассмотрения глава правительственной комиссии, министр по делам открытого правительства» Михаил Абызов направит в правительство доклад. При этом сам он высказался против идеи ограничения, объяснив это тем, что в случае ее реализации расходы на транспорт только вырастут. По словам министра, 85% автомобилей, приобретаемых для госслужащих, стоят меньше 1,5 млн рублей – их средняя стоимость варьируется от 700 до 850 тыс. рублей.
Если установить предельную цену, то все чиновники вместо средних иномарок будут покупать себе машины по ценам, максимально приближенным к верхней границе лимита, что спровоцирует еще большие бюджетные расходы.
Против идеи Навального выступили также Минэкономразвития и Минпромторг. Там посчитали, что ограничения должны быть дифференцированы в зависимости от ранга и особенностей работы чиновников. Тем же из них, кто выполняет представительские функции, нужно разрешить приобретать и более дорогие автомобили.
Но крупным чиновникам федерального и московского уровня любые ограничения, скорее всего, окажутся не страшны. Как рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь управделами президента РФ Виктор Хреков, большинство крупных ведомств уже отказались от собственных гаражей и по примеру Совета Федерации перешли на транспортное обслуживание сторонних подрядчиков. «У них вообще нет своего автопарка, — заявил Хреков. – Сейчас, согласно прошлому тендеру, их обслуживанием занимается наш автокомбинат».
Так, власти Подмосковья потратили в 2013 году на транспортное обслуживание 1,6 млрд рублей. За эти деньги чиновникам предоставили 663 автомобиля, в том числе люксовые Mercedes-Benz S и E-класса, BMW 5 и 7 серии, Audi A8 L, Audi A6, Toyota Land Cruiser, Mercedes-Benz GL 500.
Таким образом, даже если какие-то ограничения при закупке транспорта для чиновников и будут введены, то ведомства будут спокойно заказывать себе транспортное обслуживание у подрядчиков. В этом случае класс машины и ее стоимость не будут иметь никакого значения, тем более что чиновники всегда могут заказать обслуживание не у государственного автокомбината управделами президента или других подобных структур, а у любой частной компании.
В управделами президента настаивают, что заказывать чиновникам транспортное обслуживание дешевле, чем покупать новые машины. «Есть четкие подсчеты, которые это подтверждают, — говорит Хреков.
— Ведь мало купить новый автомобиль, который, может быть, и дешевле, его же нужно где-то хранить, обслуживать, заправлять, управлять им. Все это в конечном счете экономически менее эффективно, чем воспользоваться транспортными услугами профессионалов. Поэтому от практики, когда в каждом маленьком ведомстве был свой гараж, уже давно ушли».
При этом, как рассказал пресс-секретарь, еще в прошлом году на комиссии под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича рассматривался вопрос о том, чтобы все транспортные услуги для федеральных чиновников передать в одно ведомство — транспортный комбинат управделами президента. «Минфин посчитал, что это еще выгоднее, чем привлекать частные компании, — отметил он. — Однако пока окончательное решение не принято. И сейчас у каждого ведомства есть свой отдельный бюджет на транспортное обслуживание. Например, Госдуму обслуживает компания «Гема». Все это давно определяется тендерами: кто предложит лучшие условия, тот и побеждает».
До недавнего времени, заметил Хреков, почувствовать себя чиновником высокого ранга, взяв на время в автокомбинате управделами президента РФ люксовую иномарку, мог любой человек. «Такое практиковалось, но сейчас мы работаем с юридическими лицами по крупным контрактам», — добавил он.
«Заключение таких контрактов в последнее время стало широко распространенной практикой, — заявил «Газете.Ru» активист «Синих ведерок» Петр Шкуматов.
— Думаю, что на самом деле это вызвано слишком громкими скандалами с закупкой чиновниками сверхдорогих машин. Причем это даже арендой не назовешь, ведь машина даже на время не переходит в собственность чиновников. Это можно назвать VIP-такси. Пусть активисты добиваются любых ограничений по стоимости закупаемых машин — чиновники всегда сошлются на то, что у них вообще нет никаких автомобилей, ведь им просто оказывают транспортную услугу».