Пятидверная Octavia – флагманская модель автопроизводителя Skoda, входящего в концерн Volkswagen AG. Именно Octavia приносит основной доход компании. С 1996 по 2012 год на долю Octavia пришлось около 45% всех продаж Skoda.
По этой причине все изменения в этой модели производились аккуратно. Не дай бог отпугнуть основного покупателя этой модели – бюргера, достигшего к 45 годам финансовой стабильности и потому придерживающегося консервативных взглядов на жизнь. Ему светодиоды не очень нужны (хотя они тоже есть), ему подавай багажник размером со шкаф и тяговитый движок. И задний диван для жены, как у Собакевича.
А снаружи чтобы автомобиль казался классом выше, чем есть на самом деле. Не Octavia, а Audi A6. Маркетологи с дизайнерами все так и придумали, в третий раз обновляя Octavia.
Но сначала всю обедню чуть не испортил главный дизайнер Skoda Йозеф Кабан. Он создал концепт VisionD — этакую рэперскую тачку с жесткими линиями и суровыми глазницами затонированных фар. Хочу, сказал, добавить модели чувства, придать эмоций. Видимо, начитался в прессе отзывов о том, что чешская модель маловыразительна внешне и по сути.
Концепт был представлен на автосалоне в Женеве. Запомнился. Но в серию эмоции Кабана не пошли. Хотя в решетке радиатора и «разрезе глаз» новой Octavia что-то неуловимое от концепта осталось, но опять же без излишеств – в рамках нового корпоративного стиля. Он, кстати, предусматривает рестайлинг логотипа марки: из оперения фирменной шкодовской «птицы» убрали зелёный цвет. Теперь она блестящая.
Я не удивился, когда понял, что никто не оглядывается в потоке на новую Octavia. Даже когда на тест-драйв под Казанью выкатилась цепочка из 10 автомобилей, любопытных взглядов не было. Ну кого в России удивишь «Октавией»? А уж новая она или нет – бог знает.
По святым местам мы и поехали. И первое из них – мужской Богородицкий монастырь в Раифе, в 30 км от Казани.
На этом отрезке дороги удалось оценить в новом автомобиле несколько новаций: запас мощности аудиосистемы. Ее можно выкручивать до бесконечности, и звук, набирая мощность, не потеряет сочности. Проверено.
Порадовала интуитивно понятная навигационная система с 8-дюймовым экраном. Однажды ткнув в нее пальцем куда не надо, я сбил настройки навигатора. Маршрут пропал с монитора. Но восстановить его получилось за считанные минуты, на ходу, почти не отрывая взгляда от дороги.
Экран медиасистемы – мультитач – весьма отзывчив и имеет одну приятную опцию: когда пальцы приближаются к экрану, на нем всплывают кнопки дополнительных функций. Убираешь руку – кнопки пропадают, тем самым не загромождая собой поверхность. Имеется также «дневной» и «ночной» режим отображения навигационных карт. Меняется автоматически в зависимости от того, какой свет фар включен: ближний или дальний.
Такими милыми сердцу буржуа примочками наполнен весь автомобиль.
Тут и скребок для снега, установленный в лючке бензобака, и отсек для 1,5-литровых бутылок, и мусорное ведро в салоне, и сетки для фиксации вещей в багажнике.
В Раифском монастыре, на берегу озера – благословенная тишина, покой. Монахи в черных одеяниях скользят по дорожкам монастыря, растворяясь в тени берез. Семейная пара из местных продает глиняные свистульки. Неподалеку — каменный кот в половину человеческого роста. Голова и ноги хвостатого памятника усыпаны копейками.
Я положил коту на лоб десятирублевую монетку – на удачу. Она мне понадобится. Впереди – маршрут без гаишников, трасса среди лесов и полей. Можно будет поддать газку, проверить в деле топовый TSI с 180 л. с. и 250 Hm крутящего момента.
Выбрав недавно заасфальтированный участок пустой трассы, я начал разгон. До 130 км/ч автомобиль поднял скорость без натуги. На 160 км/ч послышался недовольный рык двигателя. Но автомобиль четко держал курс, и нестись на такой скорости можно было без особой концентрации внимания.
Выжать в пол у меня так и не получилось. На отметке 200 км/ч стало понятно, что это предел устойчивости автомобиля. Корму бросало вправо и влево, возникло ощущение полета. И зачем только новую «Октавию» сделали на 100 кг легче предыдущей?
Но и такой предел скоростных возможностей автомобиля вызывает уважение. А традиционный покупатель «Октавии» больше оценит эластичность двигателя, чем резвость.
Кстати, 250 Hm крутящего момента имеется и у менее именитого движка – у того, что на 150 л. с. Эта информация для экономных.
В Йошкар-Оле нас ждал другой святой. Точнее, памятник святому. Сеньору Флоренции Лоренцо ди Пьеро де Медичи Великолепному. Сидит себе в центре города на Воскресенской набережной, на троне, с открытой книгой. Возле трона — лев, придерживающий левой лапой семейный герб. Над Лоренцо – его муза.
Не знаю, почему именно к этому памятнику нас вывел навигатор «Октавии»? Мог бы вывести к скульптуре Ешкина кота или к памятнику императрице Елизавете Петровне, которая скачет на коне по набережной, названной в честь бельгийского городка Брюгге. Или к копии Спасской башни Московского Кремля, или к памятнику Молотку, забивающему гвоздь...
Всё смешалось в столице марийцев. Как приятно было после такого архитектурного винегрета на грани фола снова сесть в тачку, в которой всё логично и предсказуемо. Сел, пристегнулся, нажал кнопку системы Start-Stop — и в путь. Двигатель экономичный и бесконечно приемистый. Салон – просторный. Шумоизоляция отменная. Автомобиль безопасный – 5 звезд по Euro NCAP. Что еще нужно российскому бюргеру?
А если устал — вот тебе датчик.
Датчик усталости, которая может проявляться в более частых подруливаниях. Включается датчик на скорости свыше 65 км/ч и предупреждает засыпающего водителя надписью, которую можно перевести примерно так: бобик сдох – пора остановиться, кофе попить.
Следующая остановка – Чебоксары. Навигатор вывел на берег залива к 46-метровой «Матери–Покровительнице». Она раскинула руки, как бы заключая в объятия весь мир. И благословляя всех едущих и идущих.
Конечный пункт маршрута – островной град Свияжск под Казанью. Опять святое место. Знаменит град православными храмами. В годы революции и гражданской войны в России белочехи брали Свияжск. Новое пришествие чехов в Свияжск прошло мирно. И на этот раз у чешского автопроизводителя есть шансы покорить не только Казань, но и всю Россию.
Восемь новых или обновленных модификаций «Октавии» представит Skoda в 2013 году, включая вариант 4х4, спортивную версию RS и новый Superb в кузове седан и универсал.
Одно смущает. Цена. Топовые по оснащению модели уходят за миллион рублей.
В этой ценовой нище самая жесткая конкуренция. Чехи про это знают и предлагают бюджетные варианты. Например, модификации с моторами попроще — 1,2 и 1,4 л. На моделях с такими моторами вместо многорычажной подвески сзади идет полузависимая с балкой. Разницы в движении почти никакой, а с балкой подешевле будет.
«Октавия» не уступает многим конкурентам ни в чем, а некоторых и превосходит. Во многом. Но только не все в России в это верят. «Октавия» у нас явно недооценена. А для чехов Россия — третий после Китая и Германии рынок. Чехи надеются, что ситуация изменится к лучшему. С божьей помощью.