— У меня много знакомых, которые каждое лето собираются пойти учиться в мотошколу, хотят гонять на байке, пока безрезультатно, и, собственно, так из года в год и продолжается. Насколько сложно начать взрослому человеку, который никогда не сидел на мотоцикле? С чего начать, какие первые шаги?
— Как показывает практика, начать не сложно, сложно найти время для этого. На сегодняшний день стало доступным обучение, существует много мотошкол, можно выбрать для себя подходящий вариант. Или посоветоваться с друзьями, которые уже ездят.
— А сколько потребуется времени на обучение?
— Есть несколько принципов обучения вождению двухколесным транспортным средством: в одной мотошколе учат заниматься ежедневно по часу, в другой практикуют ежедневные шестичасовые занятия с обязательной и довольно серьезной теоретической подготовкой.
Так, например, проходит обучение в школе BMW Driving Experience, в которой я преподаю. В среднем же 15–20 часов практических занятий, как правило, хватает, чтобы выехать за пределы учебной площадки.
— А нужен ли собственный мотоцикл или в начале обучения можно обойтись без него?
— Почти все мотошколы Москвы предоставляют ученикам и технику, и экипировку. Например, у нас в BMW учат управлению всеми типами мотоциклов — это и 650-, 700- и 800-кубовые мотоциклы класса Enduro: G650GS, G650GS Sertao, F700GS и F800GS, а также 800-кубовые агрегаты класса Roadster F800R. Для более опытных водителей в нашем парке появилась главная премьера этого года — R1200GS. То есть нужно только желание учиться и финансовое участие. И вдруг после обучения вы поймете, что это не ваше, и не захочется больше ездить, а может быть, захочется просто поддерживать себя в тонусе и исключить движение по дорогам общего пользования и заняться спортивным видом мотокросса или чем-то еще. Тот же самый вопрос возникает, когда люди себе говорят: купить ли себе 400-кубовый — покататься, а потом купить 600-кубовый мотоцикл. Поверьте, после курса в мотошколе многие вопросы отпадут сами собой, в том числе вопрос бесполезной траты денег на мототехнику. Потому как вам, первое — посоветуют, а второе — во многих школах присутствует техника разной кубатуры и можно будет ее всю опробовать и подобрать для себя наиболее подходящую.
— Есть мнение, что лучше начать вождение со скутера, а потом уже переходить на более мощные мотоциклы.
— Это обывательское мнение. На мой взгляд, лучше обратиться к специалистам, пройти курс обучения и после уже для себя выстраивать какие-то приоритеты: ездить ли на скутере, мотоцикле класса «спортбайк», класса «турист» или Enduro. Не имея навыков вождения на мотоцикле, мой совет — мототехнику не покупать.
— Вот я закончил мотошколу, что делать дальше?
— Во время обучения у вас наверняка возникали вопросы: не тяжелый ли мотоцикл, страшно ли ездить на 100-кубовых или 600-кубовых мотоциклах. Наверняка вам должны были ответить на эти вопросы и дать попробовать себя в разных вариантах. Необходимо лишь время, чтобы отточить полученные навыки. Нужно дождаться рекомендаций от того, кто проводит с вами обучение, и только после этого делать выводы.
Если ваше обучение проходит в середине сезона и все складывается успешно, то можно купить мотоцикл.
Если вы не планируете или не хватает средств покупать мотоцикл в этом сезоне, я рекомендую еще попрактиковаться в следующем. А в начале нового сезона, обновив свои знания, допустим, пройти индивидуальный курс, который позволит одновременно вспомнить все, чему учились, а также усовершенствовать навыки уже по разработанной под вас программе. А затем уже спокойно приобретать мотоцикл. Также нужно не забывать о получении водительского удостоверения категории А.
— Сложно ли сдавать экзамен в ГИБДД после прохождения обучения в мотошколе?
— Сейчас появилась хорошая техника на экзаменационных площадках в ГИБДД — нетяжелые по весу мотоциклы, ими легко управлять. Во время обучения вы приобретаете навыки, которые позволят пройти площадку в ГИБДД. Если к этому серьезно планомерно подойти, сдать — не проблема.
— Итак, я обучился в мотошколе, получил права категории А. Теперь осталось дело за малым — купить мотоцикл. Ценовой диапазон разный, в зависимости от желаний и возможностей, а насколько дорого владение мототехникой — ремонт, эксплуатация, хранение и т. д.?
— Конечно, все это несравнимо со стоимостью автомобиля. Так как сезон достаточно короткий, возникает вопрос о хранении мототехники. Сейчас у нас много компаний, которые предлагают услуги по сезонному хранению, скорее всего, это те же компании, которые занимаются обслуживанием этой техники. Можно найти что-то рядом с домом. Будь это новый мотоцикл или мотоцикл б/у, обслуживать его где-то нужно, там же можно и хранить при необходимости.
К тому же у вас при передвижении на мотоцикле появится достаточно много новых знакомых, вы погрузитесь в этот мир, поэтому вопрос в том числе с хранением может легко решиться.
Более того, существует статистика, которая говорит о том, что те люди, которые большую часть времени в году передвигаются на мототехнике, по-другому относятся к жизни, более активны и успешны. На практике так и получается, мотоциклист — человек активный, ему приходится отслеживать много информации вокруг себя во время движения. И информация воспринимается по-другому, она более открыта, это не машина, где закрытое пространство. То есть, впервые проехавшись на мотоцикле по городу, вы город увидите другими глазами, включаются уже другие рецепторы, вы будете чувствовать ветер, запахи и прочее. Вы становитесь более активными, открытыми, восприимчивыми к информации и так же активно делитесь этой информацией.
— Существует такой стереотип у людей, в том числе и у меня, что передвигаться на мотоцикле небезопасно. Что ты об этом скажешь?
— Безусловно, вы попадаете в более жесткую, агрессивную среду. У нас еще не так развита культура вождения, нет уважения к двухколесным собратьям. Но если же пройти хорошую профессиональную подготовку и соблюдать правила игры общие для всех, не имеет значения, четыре или два колеса у тебя, можно легко и свободно существовать в этой среде.
— Как планировать первый самостоятельный выезд на мотоцикле?
— Наверняка изначально вы планировали использовать мотоцикл как средство для комфортного и быстрого передвижения из пункта А в пункт Б. И я бы советовал все же первый — а может, и не один раз — выехать с профессиональным инструктором. Хотя бы психологически так будет спокойнее и увереннее. Скорее всего, первый самостоятельный выезд будет по маршруту дом — работа — дом, в выходные дни в достаточно раннее время, когда еще нет на дорогах большого количества машин. Постепенно этот маршрут нужно прокатывать, чтобы в будний день в час пик вы могли спокойно проехать по нему. Ну а дальше расширять территорию и совершенствовать навыки вождения.
— Та агрессивная среда, которую ты упоминал, кто виноват в этом? Это агрессивность со стороны автомобилистов или мотоциклистов?
— На мой взгляд, многое зависит от менталитета самих людей, от культуры поведения на дорогах вне зависимости от того, на чем ты передвигаешься. Мы сами создаем себе эту агрессивную среду.
Агрессивность здесь даже не в смысле того, что вам мешают на дороге, а в том, что изначально у вас только два колеса и нет защитной капсулы, подушек безопасности, как в автомобиле.
Человек, сидящий в автомобиле, окружен куском железа, достаточно спокойно себя чувствует и может совершать неожиданные для тебя маневры, например, остановиться или повернуть там, где ему нужно, не замечая мотоциклиста. Здесь каждый сам за себя, если ты находишься на мотоцикле, сам отвечаешь за свою жизнь, ты принимаешь решение, прежде чем совершить маневр. Делать что-то сейчас или подождать две-три секунды, ведь скорость намного выше, чем у автомобиля в потоке. Однако стоит отметить и важность того, где и как учился новоиспеченный мотоциклист, так как где-то могут учить просто езде, то есть только техническим навыкам — как трогаться, рулить, поворачивать и так далее. Но это лишь полдела — весьма важно еще и научиться быть уверенным в потоке, смотреть на два-три шага вперед, а также предугадывать действия соседних участников движения.
— Я, как автомобилист, вижу: мотоциклист едет в разы быстрее остального потока — это, мягко говоря, небезопасно. Мнение специалиста, какая безопасная скорость относительно остального потока должна быть у мотоциклиста?
— Мое мнение разнится с правилами. Но, не кривя душой, скажу, что мотоциклист должен ехать чуть быстрее потока, всего лишь чуть-чуть, но не слишком быстро и, конечно же, не создавая опасности и какого-либо дискомфорта другим участникам движения. С одной скоростью в потоке достаточно тяжело передвигаться, имея малую площадь, придется часто попадать в слепую зону автомобилиста, поэтому необходимо быстрее проезжать такие зоны.
— Я часто слышу от своих знакомых мотоциклистов, что автомобилисты специально совершают какой-то маневр, чтобы зацепить мотоцикл, и потом говорят: «Меня хотели сегодня убить». Бывает такое?
— Такое бывает, когда вы стоите в пробках на протяжении двух-трех часов, и мимо вас проезжают, проезжают и проезжают мотоциклисты. Действительно, проявляется нервозность, просыпается зависть, и автомобилисты начинают смещаться, закрывать проезд, поджимать.
— Именно на этой почве наверняка и происходят конфликты. Ты попадал когда-нибудь в подобные ситуации?
— От конфликтов на дороге никуда не уйти. Хочу сказать, мотоциклисты более сплоченные в действиях. Если случается беда, они объединяются, и тогда становится жарко уже автомобилистам.
— А как ты думаешь, что так объединяет мотоциклистов?
— Наверное, общая философия свободы, все-таки мотоцикл — это своего рода свобода. Перед тобой только дорога, и ты какое-то время просто на автомате управляешь, потому что на мотоцикле ты можешь себе позволить отключиться от всех мыслей, но не выключиться, потому что нужно быть очень сконцентрированным на дороге. Мотоцикл провоцирует ехать быстрее, и это настоящий кайф. Эта некая философия свободы, которая объединяет. Если вы замечали, на каком бы мотоцикле человек ни ехал, другие мотоциклисты с ним зачастую здороваются.
— Насколько я знаю, у мотосообщества есть свои форумы. И, когда происходит конфликт, это появляется в форуме и все съезжаются на помощь — действительно так?
— Да, есть такие форумы, в том числе и по маркам мотоциклов. Когда я начинал ездить, у нас была не только одна из первых страниц памяти, также была отдельная палата с хирургом, существовавшая на наши средства. И если случалось ДТП или что-то еще, моментально везли туда.