Как заявил исполнительный директор компании Volvo Cars Хакан Самуэльссон, существует вероятность экспорта произведенных в Китае машин на другие рынки. По его словам, речь идет о сбыте Volvo в частях Азии и других регионах, но дополнительных подробностей Самуэльссон не сообщил. Свое заявление глава Volvo сделал во время открытия первого китайского завода шведской компании в городе Чэнду провинции Сычуань.
«Пока есть дела поважнее: открыть завод и позаботиться о качестве, — сказал Самуэльссон. — Но мы можем воспользоваться этими мощностями и для экспорта».
В обозримом будущем основным приоритетом для Volvo останется Китай — крупнейший автомобильный рынок в мире.
Чтобы закрепиться в этой части света, руководство Volvo приняло решение открыть собственный завод, причем у основных конкурентов марки, немецких премиум-марок Mercedes-Benz, Audi и BMW, свое производство в Китае уже есть, как и прочные позиции на местном рынке. Volvo находится на пятом месте по продажам в Китае среди премиальных брендов.
Новый завод рассчитан на выпуск 120 тыс. машин в год, сначала это будут длиннобазные версии седана S60L, но позже линейка предприятия расширится. На первых этапах Volvo рассчитывает продавать в Китае около 15% собранных местным заводом машин, но в ближайшие годы этот показатель планируется довести до 75%. В этом году Volvo планирует запустить в Китае шесть новых моделей, причем глава компании подогревает интерес к премьерам, обещая журналистам что-то такое, чего раньше от Volvo ожидать было нельзя.
Сейчас деятельность Volvo не приносит прибыли:
продажи компании упали до 422 тыс. реализованных машин в 2012 году, тогда как в 2020 году руководство марки поставило задачу продавать по 800 тыс. машин ежегодно. По результатам 2012 года операционная прибыль компании упала с почти $300 млн до $2 млн. Тем не менее в последнее время компания взяла займы в размере около $1,3 млрд у нескольких китайских и шведских компаний.
Нынешний владелец Volvo, китайский предприниматель и глава компании Geely Ли Шуфу приобрел шведского автопроизводителя в 2010 году за $1,8 млрд у компании Ford. Шуфу красноречиво сравнил Volvo с тигром, которому необходимо восстановить силы. «Когда этот тигр вернется в горы и отобьет свою территорию, тогда он получит заслуженную долю на рынке», — заявил бизнесмен.
Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков считает, что с учетом модельного ряда Volvo, который состоит преимущественно из автомобилей бизнес-класса, наиболее целесообразными с экономической точки зрения рынками сбыта для собранных в Китае машин могли бы стать Япония, Сингапур или Индия. При этом эксперт считает, что потери качества по сравнению с европейской сборкой Volvo ожидать не стоит. «Будет осуществляться должный контроль качества, что обычно происходит, когда крупная западная компания работает на рынках менее развитых стран. Если комплектующие и сборка пройдут необходимый контроль, то потери качества не будет», — подытожил специалист.
Напомним, в руках китайских предпринимателей фактически находятся еще как минимум две европейские марки, некогда имевшие прочные позиции на своих родных рынках, — британская MG и шведская Saab.
У себя на родине бренд MG считают почти исчезнувшим: в 2005 году права на марку перешли к китайскому автогиганту SAIC. С тех пор производство автомобилей MG возобновилось в Китае, там автомобили этой марки относительно востребованы — в 2012 году их продали в количестве 80 тыс. штук. В Европу поставляются изготовленные в Китае машинокомплекты, которые впоследствии собирают на заводе в Великобритании, но на родине марки продажи идут неважно: в 2012 году проданы всего 600 машин MG. Тем не менее компания продолжает строить планы по развитию: на автосалоне в Шанхае был представлен прототип первого кроссовера MG CS, который, по всей видимости, будет конкурировать с моделями наподобие Nissan Juke.
Saab — еще один шведский автопроизводитель, попавший после банкротства под контроль китайской компании. В конце 2010 года фирма заявила о своей финансовой несостоятельности, на нее сразу появились несколько потенциальных покупателей из Китая, но бывший владелец Saab, концерн General Motors, заблокировал сделку из опасений за сохранность технологий, оказавшихся у шведской марки. Впрочем, позже Saab был куплен якобы шведской компания NEVS, которая, в свою очередь, принадлежит энергетическому холдингу из Гонконга. Поначалу перспективы компании были неясны, но позже стало известно, что NEVS будет выпускать под маркой Saab электрокары, построенные на основе уже имеющихся платформ шведского автопроизводителя. До конца было неясно, будут ли собираться автомобили возрожденной марки Saab в Китае для продажи в других частях света, но впоследствии руководство проекта заверило автомобильную общественность, что для США и Европы новые Saab будет собирать первоначальное предприятие марки в Швеции, а в Китае будут выпускаться только машины для местного рынка.
Пока наиболее заметным западным экспортером собранных в Китае машин является американский концерн GM:
бюджетный седан Chevrolet Sail поставляется из Китая в страны Латинской Америки, Ближнего Востока и Индию. В 2012 году GM экспортировал из Китая 76 тыс. машин, а к 2015 году компания планирует довести этот показатель до 300 тыс. автомобилей ежегодно. Примечательно, что топ-менеджеры компании по-разному отвечают на вопрос об экспорте собранных в Китае машин: одни уклончиво подтверждают эту информацию, другие опровергают, но цифры об этой деятельности содержатся в годовых отчетах концерна.
Сами китайские производители пока не спешат начинать экспансию на перенасыщенные западные рынки — в последнее время только производитель пикапов и внедорожников из Китая фирма Great Wall изъявила желание занять значительную долю на рынке США и конкурировать наравне с Jeep. Еще один бренд из Китая, Qoros, планирует завоевать внимание западных европейцев. Вместо этого китайские компании активно работают на развивающихся рынках стран Африки, Латинской Америки и Восточной Европы, в частности, в России и некоторых государствах бывшего СССР.