— Владимир Иванович, как относитесь к скорому появлению новой категории М — для мопедов и скутеров? Действительно ли назрела необходимость появления новых категорий водительских прав.
— Это очень правильный шаг, учитывая ситуацию на наших дорогах. С каждым годом в летний период растет количество ДТП с участием мопедов, и если те, кто ездит на них, начнут, наконец, учить ПДД, то это сможет спасти чью-то жизнь — скорее всего, их собственную.
— То есть те, кто сейчас ездит по улицам на скутерах, очень часто вообще не имеют никакого понятия о ПДД?
— Однозначно. В большинстве своем это очень молодые люди, которые не имеют автомобильных водительских прав, а значит, не сдавали никаких экзаменов и не учили правила.
— Еще не решен вопрос о необходимости постановки скутеров на учет. Нужно ли это делать?
— Конечно. Должны быть законодательно прописаны взаимоотношения всех участников дорожного движения, а значит, и идентифицировать нужно всех. Водители мопедов, как и других видов транспорта, попадают в ДТП, нередко сами их устраивают, но сейчас они просто могут тихо смотаться с места аварии и избежать ответственности. Если будет постановка на учет, то будут и госномера, а значит, человека, даже если он скроется, можно будет найти, что-то предъявить страховой.
Я двумя руками за эту идею, тем более что когда-то у нас даже на велосипеды выдавали номера.
Но не нужно вводить какие-то сложные процедуры: люди не должны при постановке испытывать какие-то проблемы.
— А как вам идея помимо категории М ввести еще ряд подкатегорий, например для квадроциклов?
— Ну а почему нет? Тоже правильная идея: даже в той же категории B есть «Ока», а есть Land Cruiser, но по сути это совершенно разные машины; такая же ситуация и с мотоциклами, потому что есть тяжелые, а есть легкие, с которыми даже женщина может справиться.
— Многие граждане, будучи за границей, хотели бы арендовать машину. С одной стороны, есть международное водительское удостоверение (МВУ), с другой — досужие разговоры, что для таких поездок вполне сгодятся и обычные права. Где истина?
— Международные права сейчас практически нигде не требуют. Они в основном нужны тем, кто находится за рубежом длительный период, работает там. А если поездка небольшая и носит частный характер, то, я думаю, в подавляющем большинстве стран вполне хватит обычных российских прав. Но если есть на этот счет сомнения, то лучше перед поездкой позвонить в посольство этой страны и прояснить вопрос. Возможно, в тех же США, где в каждом штате свои законы, МВУ может где-то очень даже понадобиться.
— Еще одним новшеством стало появления для кандидатов в водители возможности сдать вождение на машине с «автоматом». Как вы к этому относитесь?
— Эта мера уже давно назрела.
Очень многие из тех, кто приходит сегодня в автошколу, прямо говорят, что «механика» им не интересна и ездить на ней они не будут.
Почему бы не дать возможность этим людям учиться на той машине, на которой они хотят ездить, и не выдавать им права с соответствующими ограничениями?
— И насколько много таких людей сейчас приходят в автошколы?
— Я в своей школе провел небольшой соцопрос, который показал, что из 15 человек только одна женщина хотела бы учиться на машине с автоматической коробкой. Но когда я спросил, кто собирается ездить на таком автомобиле после получения прав, то руки подняли 70–80% присутствующих. Есть люди, особенно те, кто начинает вводить в зрелом возрасте, которым и правда наработать навыки езды с механической коробкой тяжело. Нужно выработать алгоритм действий и при этом научиться не отвлекаться от дороги – сделать это получается не у всех; и пусть эти люди спокойно учатся и ездят «на автомате» — так будет безопаснее и им самим, и другим участникам движения.
— А сама методика обучения в наших автошколах насколько прогрессивна?
— Нас не так давно хотели заставить обучать по корейской методике, где подготовка идет на основе каких-то автоматизированных автодромов. Потом, правда, от этого отказались, потому что найти в Москве для каждой школы автодром — это просто смешно. Где столько земли взять? К счастью, это все так и не ввели.
— То есть действующая программа обучения более адекватна?
— Здесь тоже есть вопросы. Власть хочет, чтобы люди очень быстро выучили сразу много вещей, причем порой ненужных. Вот у нас в автошколах ввели курс оказания первой помощи, на что отвели 20 часов. Но может, делать это нужно в обычной школе или в институте, где процесс образования долгий и где людей действительно чему-то можно научить. А тут они приходят два раза в неделю на протяжении двух месяцев, уставшие после работы. Да нам дай бог их ПДД научить и навыкам управления автомобилем, а тут эта медицина… Такое ощущение, что они после автошколы должны обладать знаниями на уровне медсестры.
— Думаете, эту часть обучения стоит вообще убрать?
— Я не против ее и оставить, но только при условии, что требования к обучению будут одинаковыми для всех. Сейчас если вы зайдете на сайт любой автошколы, то увидите, что там есть отдельно теория, отдельно вождение, меняется количество часов. А ведь программа предусматривает 50 часов вождения, а не 20. Здесь все должно быть одинаково для всех – ни больше, ни меньше. И цены тогда были бы одинаковые, и люди бы смогли уже не только на цену смотреть, но и на репутацию заведения, отзывы.
— Еще одним важным нововведением станет то, что теперь экзамены в ГИБДД нельзя будет сдать экстерном, то есть после самоподготовки. Единственный путь для получения прав – автошкола. Правильно ли это?
— Да, это очень важное решение. Потому что автошкола учит не просто кататься (это можно сделать самостоятельно) — она учит будущего водителя видеть, оценивать и предвидеть ситуацию на дороге. Другое дело, что не все автошколы могут подготовить учеников к самостоятельной езде — и это тоже факт. Но здесь есть и другая проблема: сейчас люди, которые идут в автошколы, не заинтересованы учиться. Они хотят поскорее сдать экзамены и получить права.
Поэтому автошкола выбирается не по принципу качества обучения, а где дешевле занятия.
Образовательный процесс сейчас перешел в коммерческую плоскость. Причем раньше такого не было – эта тенденция наметилась только в последнее время.
— Не секрет, что в нашей стране сфера сдачи экзаменов в ГИБДД пронизана коррупцией и немало людей просто покупают удостоверения. Как можно усовершенствовать эту систему, чтобы понизить в ней уровень коррупционной составляющей?
— Да никак это не изменишь.
Пока есть покупатели – будут продавать.
Да, очень часто в таких случаях в качестве посредников выступают инструкторы автошкол, но тут вновь встает вопрос о качестве обучения в этих заведениях. Те автошколы, где действительно готовят водителей, — там таких проблем нет. Поэтому туда и идут не так охотно, так как там нужно трудиться. А у нас идут туда, где можно что-то как-то получить. Я считаю, что здесь нужно вводить систему контроля за начинающими водителями. Если человек в течение, допустим, двух лет после начала вождения устроил аварию — все, будь добр еще раз учиться. Может, у нас тогда люди будут по-другому относиться к этому процессу.
— Насколько совершенствуется система сдачи экзаменов в ГИБДД, становится ли она с годами удобнее?
— Ничего радикально не меняется. Да, появилась электронная очередь в отделениях, возможность записаться на экзамен через интернет. До последнего времени была существенная проблема, когда те, кто сдают экзамен экстерном, имели возможность сдавать его в любом отделении ГИБДД. Это был полнейший идиотизм, так как они, по сути, приходили туда учиться. Пришел, не сдал — ну еще раз приду.
Подразделения были настолько забиты «экстернатниками», что автошколам не хватало времени для централизованной сдачи экзаменов. Насыщенность не привела к качеству.
— Еще одно нововведение связано с ужесточением политики в отношении мигрантов-водителей, которых теперь обяжут получать российские права. Этот шаг действительно назрел?
— Да, это очень правильная идея. Просто для примера, звонят мне недавно по телефону и спрашивают: «Права купить можно?» Люди, которые приезжают сюда, — они же непонятно где там у себя ездили, а тут они садятся за руль общественного транспорта в крупных городах, где движение на порядок сложнее и интенсивнее. У нас же огромное количество водителей в маршрутках, которые не то что города — даже русского языка почти не знают. У меня тоже были такие ученики, так они даже ПДД прочесть не могли, потому что когда спрашиваешь его, он сказать может что-то, а когда просишь прочитать — не может. Я думаю, мигрантам для работы на общественном транспорте нужно проходить полный курс обучения – ПДД, русский язык, знание города – и только тогда садиться за руль.