Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Власть хочет, чтобы водители выучили много вещей, порой ненужных»

Эксперт «Газеты.Ru» рассказал, как изменилась процедура выдачи водительских прав и чем это чревато

На этой неделе официально опубликована новая редакция закона «О безопасности дорожного движения», заметно меняющая процедуру выдачи водительских удостоверений. В частности, через полгода водительские права понадобятся для управления скутером, а автомобилисты получат возможность сдать экзамен на машине с автоматической коробкой передач. Гендиректор автошколы «Автоволна» кандидат наук Владимир Галицкий рассказал «Газете.Ru» обо всех ключевых изменениях в законодательстве и о том, действительно ли они так необходимы.

— Владимир Иванович, как относитесь к скорому появлению новой категории М — для мопедов и скутеров? Действительно ли назрела необходимость появления новых категорий водительских прав.

— Это очень правильный шаг, учитывая ситуацию на наших дорогах. С каждым годом в летний период растет количество ДТП с участием мопедов, и если те, кто ездит на них, начнут, наконец, учить ПДД, то это сможет спасти чью-то жизнь — скорее всего, их собственную.

— То есть те, кто сейчас ездит по улицам на скутерах, очень часто вообще не имеют никакого понятия о ПДД?

— Однозначно. В большинстве своем это очень молодые люди, которые не имеют автомобильных водительских прав, а значит, не сдавали никаких экзаменов и не учили правила.

— Еще не решен вопрос о необходимости постановки скутеров на учет. Нужно ли это делать?

— Конечно. Должны быть законодательно прописаны взаимоотношения всех участников дорожного движения, а значит, и идентифицировать нужно всех. Водители мопедов, как и других видов транспорта, попадают в ДТП, нередко сами их устраивают, но сейчас они просто могут тихо смотаться с места аварии и избежать ответственности. Если будет постановка на учет, то будут и госномера, а значит, человека, даже если он скроется, можно будет найти, что-то предъявить страховой.

Я двумя руками за эту идею, тем более что когда-то у нас даже на велосипеды выдавали номера.

Но не нужно вводить какие-то сложные процедуры: люди не должны при постановке испытывать какие-то проблемы.

— А как вам идея помимо категории М ввести еще ряд подкатегорий, например для квадроциклов?

— Ну а почему нет? Тоже правильная идея: даже в той же категории B есть «Ока», а есть Land Cruiser, но по сути это совершенно разные машины; такая же ситуация и с мотоциклами, потому что есть тяжелые, а есть легкие, с которыми даже женщина может справиться.

— Многие граждане, будучи за границей, хотели бы арендовать машину. С одной стороны, есть международное водительское удостоверение (МВУ), с другой — досужие разговоры, что для таких поездок вполне сгодятся и обычные права. Где истина?

— Международные права сейчас практически нигде не требуют. Они в основном нужны тем, кто находится за рубежом длительный период, работает там. А если поездка небольшая и носит частный характер, то, я думаю, в подавляющем большинстве стран вполне хватит обычных российских прав. Но если есть на этот счет сомнения, то лучше перед поездкой позвонить в посольство этой страны и прояснить вопрос. Возможно, в тех же США, где в каждом штате свои законы, МВУ может где-то очень даже понадобиться.

— Еще одним новшеством стало появления для кандидатов в водители возможности сдать вождение на машине с «автоматом». Как вы к этому относитесь?

— Эта мера уже давно назрела.

Очень многие из тех, кто приходит сегодня в автошколу, прямо говорят, что «механика» им не интересна и ездить на ней они не будут.

Почему бы не дать возможность этим людям учиться на той машине, на которой они хотят ездить, и не выдавать им права с соответствующими ограничениями?

— И насколько много таких людей сейчас приходят в автошколы?

— Я в своей школе провел небольшой соцопрос, который показал, что из 15 человек только одна женщина хотела бы учиться на машине с автоматической коробкой. Но когда я спросил, кто собирается ездить на таком автомобиле после получения прав, то руки подняли 70–80% присутствующих. Есть люди, особенно те, кто начинает вводить в зрелом возрасте, которым и правда наработать навыки езды с механической коробкой тяжело. Нужно выработать алгоритм действий и при этом научиться не отвлекаться от дороги – сделать это получается не у всех; и пусть эти люди спокойно учатся и ездят «на автомате» — так будет безопаснее и им самим, и другим участникам движения.

— А сама методика обучения в наших автошколах насколько прогрессивна?

— Нас не так давно хотели заставить обучать по корейской методике, где подготовка идет на основе каких-то автоматизированных автодромов. Потом, правда, от этого отказались, потому что найти в Москве для каждой школы автодром — это просто смешно. Где столько земли взять? К счастью, это все так и не ввели.

— То есть действующая программа обучения более адекватна?

— Здесь тоже есть вопросы. Власть хочет, чтобы люди очень быстро выучили сразу много вещей, причем порой ненужных. Вот у нас в автошколах ввели курс оказания первой помощи, на что отвели 20 часов. Но может, делать это нужно в обычной школе или в институте, где процесс образования долгий и где людей действительно чему-то можно научить. А тут они приходят два раза в неделю на протяжении двух месяцев, уставшие после работы. Да нам дай бог их ПДД научить и навыкам управления автомобилем, а тут эта медицина… Такое ощущение, что они после автошколы должны обладать знаниями на уровне медсестры.

— Думаете, эту часть обучения стоит вообще убрать?

— Я не против ее и оставить, но только при условии, что требования к обучению будут одинаковыми для всех. Сейчас если вы зайдете на сайт любой автошколы, то увидите, что там есть отдельно теория, отдельно вождение, меняется количество часов. А ведь программа предусматривает 50 часов вождения, а не 20. Здесь все должно быть одинаково для всех – ни больше, ни меньше. И цены тогда были бы одинаковые, и люди бы смогли уже не только на цену смотреть, но и на репутацию заведения, отзывы.

— Еще одним важным нововведением станет то, что теперь экзамены в ГИБДД нельзя будет сдать экстерном, то есть после самоподготовки. Единственный путь для получения прав – автошкола. Правильно ли это?

— Да, это очень важное решение. Потому что автошкола учит не просто кататься (это можно сделать самостоятельно) — она учит будущего водителя видеть, оценивать и предвидеть ситуацию на дороге. Другое дело, что не все автошколы могут подготовить учеников к самостоятельной езде — и это тоже факт. Но здесь есть и другая проблема: сейчас люди, которые идут в автошколы, не заинтересованы учиться. Они хотят поскорее сдать экзамены и получить права.

Поэтому автошкола выбирается не по принципу качества обучения, а где дешевле занятия.

Образовательный процесс сейчас перешел в коммерческую плоскость. Причем раньше такого не было – эта тенденция наметилась только в последнее время.

— Не секрет, что в нашей стране сфера сдачи экзаменов в ГИБДД пронизана коррупцией и немало людей просто покупают удостоверения. Как можно усовершенствовать эту систему, чтобы понизить в ней уровень коррупционной составляющей?

— Да никак это не изменишь.

Пока есть покупатели – будут продавать.

Да, очень часто в таких случаях в качестве посредников выступают инструкторы автошкол, но тут вновь встает вопрос о качестве обучения в этих заведениях. Те автошколы, где действительно готовят водителей, — там таких проблем нет. Поэтому туда и идут не так охотно, так как там нужно трудиться. А у нас идут туда, где можно что-то как-то получить. Я считаю, что здесь нужно вводить систему контроля за начинающими водителями. Если человек в течение, допустим, двух лет после начала вождения устроил аварию — все, будь добр еще раз учиться. Может, у нас тогда люди будут по-другому относиться к этому процессу.

— Насколько совершенствуется система сдачи экзаменов в ГИБДД, становится ли она с годами удобнее?

— Ничего радикально не меняется. Да, появилась электронная очередь в отделениях, возможность записаться на экзамен через интернет. До последнего времени была существенная проблема, когда те, кто сдают экзамен экстерном, имели возможность сдавать его в любом отделении ГИБДД. Это был полнейший идиотизм, так как они, по сути, приходили туда учиться. Пришел, не сдал — ну еще раз приду.

Подразделения были настолько забиты «экстернатниками», что автошколам не хватало времени для централизованной сдачи экзаменов. Насыщенность не привела к качеству.

— Еще одно нововведение связано с ужесточением политики в отношении мигрантов-водителей, которых теперь обяжут получать российские права. Этот шаг действительно назрел?

— Да, это очень правильная идея. Просто для примера, звонят мне недавно по телефону и спрашивают: «Права купить можно?» Люди, которые приезжают сюда, — они же непонятно где там у себя ездили, а тут они садятся за руль общественного транспорта в крупных городах, где движение на порядок сложнее и интенсивнее. У нас же огромное количество водителей в маршрутках, которые не то что города — даже русского языка почти не знают. У меня тоже были такие ученики, так они даже ПДД прочесть не могли, потому что когда спрашиваешь его, он сказать может что-то, а когда просишь прочитать — не может. Я думаю, мигрантам для работы на общественном транспорте нужно проходить полный курс обучения – ПДД, русский язык, знание города – и только тогда садиться за руль.

Новости и материалы
Хуситы заявили о нанесении ударов по авианосной группе США
Футбольному долголетию Дзюбы нашли объяснение
Путин запустил обходной маршрут на трассе М-12 в Башкирии
Депутат Рады раскрыл «рецепт» остановки конфликта на Украине за 24 часа
Экс-игрок сборной России назвал главное событие 2024 года в российском футболе
Депутат Рады рассказал, за кого проголосует большинство украинцев на выборах президента
Бывшего гендиректора «Главзарубежстроя» арестовали по делу о мошенничестве
13 человек пострадали в крупной аварии под Ивановом
Молдавия изменит базовую валюту с доллара на евро
В столице Украины объявили воздушную тревогу
Футболист «Локомотива» признан лучшим молодым атакующим полузащитником мира
Представлен крошечный геймерский ноутбук OneXplayer G1
На юге Москвы водитель сбил двух пешеходов, уходя от ДТП
Названы приоритетные цели России на Украине после атаки на Казань
В Венгрию возобновились поставки нефти по «Дружбе»
В ИК-19, где происходил захват заложников, сменилось руководство
Напавший на бывшую возлюбленную в Сочи выколол ей глаз ключом от машины
Министр транспорта России рассказал об итогах пассажиропотока авиакомпаний в 2024 году
Все новости