Дорога к тренировочному комплексу Audi пролегает через замерзшие болота к двум большим озерам, соединенным между собой протокой, получившей название от местных жителей «восьмерка». Эта особенность позволила организаторам разделить полигон на две части — зону упражнений и зону продолжительных трасс, где программа завершается соревнованиями между участниками.
Перед глазами расстилается снежное полотно, белизну которого разбавляют лишь ярко-оранжевые конусы, расставленные для упражнений. Толщина льда на озере в расчищенных для трассы местах достигает почти метра, поэтому риска отправиться на дно нет. Все три дня обучения проходят под руководством мастера спорта Евгения Васина — шеф-инструктора и автора методик школы Quattro. В обучении стажеров ему помогают другие водители-профессионалы с приставкой МС или КМС.
Все обучение проходит на полноприводных Audi A5 Sportback с 2-литровыми наддувными моторами мощностью 211 л. с. Перед тем как начать выполнять упражнения, инструктор показывает ученикам правильную посадку водителя за рулем. Затем идет описание и объяснение упражнения. Экипаж из двух стажеров садится в пронумерованные поблескивающие на солнце автомобили темно-бордового цвета. Связь с инструкторами поддерживается через рацию.
Все машины укомплектованы шипованной резиной — такие же покрышки используются на ралли Монте-Карло, и их отличает удвоенная длина шипа. Покрышки достаточно универсальны и годятся для экстремальной езды по льду, асфальту и мокрому снегу. Однако при попадании на снег автомобиль едет гораздо хуже, чем по льду. При этом из-за низких температур, которые присущи суровому сибирскому климату, структура льда жесткая, от чего тренировочная площадка превращается в сплошной каток.
Обучение начинается с незамысловатого разминочного упражнения «змейка», которое становится первым у многих автомобилистов в любой автошколе. Первый пробный заезд проходит с инструктором, возглавляющим стройную колонну Audi. Затем экипажи при условии полностью отключенной системы стабилизации самостоятельно под диктовку инструкторов пытаются выполнить упражнение. Первые упражнения кажутся совсем простыми, но, как только начинается их проработка, машина начинает жить своей отдельной жизнью и двигаться вопреки твоим ожиданиям при повороте руля. Действительно, как будто первый раз за рулем. Ничего не понимая, остается уповать лишь на опыт инструкторов.
В салоне машины эхом раздается голос инструктора: «Увеличиваете газ, тут же плавно его сбрасываете, стараетесь дождаться, когда автомобиль примет маневр, и снова коротко на газ». Что-нибудь поняли? Это как в анекдоте про сороконожку, которая задумалась, сколько у нее ног, — запуталась и упала. Вот и автомобили так же понесло по льду. Но фразу инструктор вторит, как мантру, а впоследствии приходится слышать ее постоянно на протяжении всех дней обучения. Как говорят сами инструкторы, это упражнение дает понять весь алгоритм движения по скользкой дороге.
Кое-как, извиваясь «змейкой», переходим к новому упражнению, где уже нас учат использовать тормоза. Разгоняемся что есть силы в выстроенном конусами коридоре, после чего на контрасте резко вдавливаем педаль тормоза в пол. После последнего конуса, отпустив тормоз, коротко поворот руля, и автомобиль уже скользит по кривой траектории. И, как только колеса машины выравниваются в сторону движения, плавно добавляешь тяги и перестраиваешься к еще одному такому же повороту.
Для того чтобы правильно войти в поворот на скользкой дороге, нужно все делать заранее, заклинает инструктор. Заранее притормозить, заранее повернуть руль, подождать, когда автомобиль зацепится колесами за основание дороги, заранее выпрямить колеса, и вот он уже, правильный выход из поворота.
Уже к закату первого дня начинает что-то получатся, хотя руки опускаются от усталости. Иногда удается поймать момент легкой невесомости при скольжении в повороте. Но если себя со стороны увидеть не получается, то, глядя на других, получаешь удовольствие от виртуозных скольжений и не менее виртуозных полетов в сугробы. Сугробы очень жесткие и глубокие, повиснув на нем, машина словно вонзается в снег и самостоятельно выехать уже невозможно. Тут на помощь приезжает «техничка» — внедорожная Audi Q7 с лебедкой, уникальный в своем роде экземпляр.
С углублением обучения инструкторы постепенно все реже и реже дают свои подсказки, и уже сам начинаешь притормаживать в зависимости от ощущений и интуиции, которая вырабатывается только изнуряющими тренировками.
Второй день начинается с упражнений на прохождение поворотов без ярко выраженной вершины — так называемые длинные повороты. Инструкторы учат заглядывать на шаг вперед. Вообще обучение направлено на быструю и правильную реакцию в критической ситуации на дороге. При прохождении поворотов инструкторы просят усвоить простую истину — не смотреть по зеркалам, а смотреть дальше, уже на следующий поворот: куда ты смотришь, туда и приедешь. Только так получится выдерживать баланс передней и задней оси, управляя рулем и газом.
Упражнения содержат различные длинные или короткие повороты. Весь день тренировка заключается в прохождении различных эллипсов, шпилек, расчесок и гантелей. Нас учат применять маневр или менять скольжение. Как заставить автомобиль скользить и как сделать так, чтобы он перестал скользить.
Научиться при скольжении превратить неуправляемый занос в управляемый непросто. При выходе из поворота на скорости автомобиль, естественно, заносит, и, если коротко повернуть руль в сторону заноса и дождаться, когда автомобиль качнется, можно удержаться на трассе и ехать в том же направлении, что и раньше, постепенно прибавляя газ.
А тем временем при отработке упражнений встают клубы снежной пыли, и приходится уже включать задние противотуманные фары.
В какой-то момент от слов инструктора «Плавнее на газ. Не истончайте лед!», вспоминаешь, что под тобой неизвестная тебе толща льда, а не асфальт, и от этого становится не по себе.
Третий день тренировок проходит уже на второй половине «восьмерки», на которой очерчены три трассы. Первая, короткая трасса 1,1 км с наличием коротких поворотов, между которыми практически нет расстояний, вторая длиннее, с наличием уже прямых для разгона, длинных поворотов. Третья трасса, самая длинная, протягивается на 3,5 км.
Все эти трассы предусмотрены для отработки прохождения поворотов различной сложности и крутизны, правильную траекторию поворота (но уже без конусов).
Трассы содержат практически все категории поворотов, начиная от шпилек, то есть поворотов в обратную сторону, одноименных связок с большими и маленькими расстояниями. Задача состоит в том, чтобы все полученные за два дня знания научиться использоваться в реальных условиях.
И, как только появляется осмысленность всех твоих действий за рулем, когда начинаешь действительно чувствовать автомобиль, его маневры и получать редкую похвалу от инструктора, приходится расставаться со ставшей за эти дни уже почти родной Audi A5.
Программа завершается соревнованиями между участниками курса на звание самого быстрого водителя. Профессиональные спутниковые системы телеметрии позволяют без секундомеров и спорных моментов выявить победителя. Организаторы получают электронную распечатку с наличием времени заездов каждого участника и по суммам двух зачетных трасс определяют самого быстрого.