Департамент транспорта Москвы определился с цветом для легальных такси: с августа 2015 года автомобили перевозчиков должны быть только желтого цвета. «Мы вышли с предложением с 1 августа 2015 года выдавать разрешения только тем такси, что работают в желтой гамме. Тем, кто получал разрешения в 2011 году, дан адаптационный период, чтобы стать желтыми до середины 2014 года, а тем, кто получал в 2012 году, — до ноября 2014 года», — заявил в среду на встрече с журналистами замглавы департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Дмитрий Пронин.
Таксисты, получившие лицензии до августа этого года, обязаны поменять цвет их машин на единую цветовую гамму к январю 2015-го, добавил Пронин.
В январе прошлого года поправки в закон о такси разрешили местным властям устанавливать цветовую гамму для перевозчиков, правда, обязать таксистов перекрасить свои автомобили чиновникам разрешили только с 1 января 2013-го. Решение столичных чиновников принудительно покрасить всех в единый цвет было негативно воспринято таксистами.
«Мы намерены бороться за свои права, — заявил «Газете.Ru» глава профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин. — Должен быть переходный период, лучше всего до окончания срока лицензии (выдается на 5 лет. — «Газета.Ru»). Почему мы все время должны нести расходы?»
Однако столичные власти утверждают, что общая цветографическая схема позволит городу пустить таксистов на выделенные полосы. Сейчас только столичные перевозчики не имеют права по ним перемещаться, потому что там висят запрещающие знаки «кирпич». «Как только автомобили приобретут единую цветовую гамму и их можно будет визуально отличить в потоке, конечно же, мы в этом случае будем проводить пилотный проект на какой-то из выделенных полос», — заявил Пронин.
В московском департаменте транспорта «Газете.Ru» пояснили, что говорить о сроках реализации эксперимента по допуску такси на выделенные полосы пока рано. «Когда начнется эксперимент, еще неизвестно, до этого момента еще должны быть согласованы ряд вопросов, например, мониторинг пропускной способности выделенных полос, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Основная идея состоит в том, чтобы разрешение таксистам пользоваться выделенными полосами не помешало движению маршрутных транспортных средств. Пилотный проект планируется разрабатывать уже после того, как будет введена единая цветовая гамма, а точнее, когда она будет оформлена законодательно».
На вопрос о том, какие улицы могут стать полем для эксперимента, в департаменте транспорта Москвы ответили, что выбору улиц будет предшествовать исследование. «После того как будет проведен мониторинг улиц, на которых нагрузка в связи с допуском такси на выделенные полосы будет минимальной, какие-то из них будут выбраны для эксперимента, — рассказали в департаменте. — Для этого нужно будет провести специальные исследования по пропускной способности выделенных полос».
Сроки проведения эксперимента в пресс-службе оценить затруднились. «Это зависит от показателей первой недели или первого месяца. Если мы видим, что серьезные проблемы не возникают, то, естественно, мы его продолжаем. По итогам положительных результатов можно будет говорить о дате запуска полного проекта. Тем не менее заявлять об этом преждевременно, поскольку не были проведены мониторинговые исследования», — пояснил представитель пресс-службы ведомства.
«Будет оцениваться пропускная способность, средняя скорость движения общественного транспорта по выделенным полосам», — рассказали в департаменте. В пресс-службе подчеркнули, что после допуска такси на выделенные полосы важнее всего будет не допустить снижения скорости маршрутных транспортных средств, а не других участников движения.
Относительно выбора цвета в департаменте дали понять, что требования о желтом цвете не финальное решение.
«Желтый цвет еще не принят. Существует мнение департамента транспорта о том, что это будет правильно, оно подкреплено некоторыми исследованиями и комментариями экспертов, которые считают, что этот цвет наиболее безопасен. Он предупреждает о том, что это общественный транспорт, при движении рядом с ним нужно проявлять осторожность», — рассказали в ведомстве.
В пресс-службе считают, что желтый цвет обеспечивает историческую преемственность. «Такси издавна ассоциируется именно с желтым цветом, поэтому департамент транспорта считает этот цвет наиболее подходящим для единой цветовой гаммы такси», — рассказал представитель ведомства.
Примечательно, что в департаменте транспорта подчеркнули, что таксистам не обязательно перекрашивать машины, можно ограничиться наклеивающейся пленкой нужного цвета. «В среднем переклейка стоит 10—15 тысяч рублей, это более бюджетный вариант, доступный тем, кто не может позволить себе полную покраску», — пояснили в ведомстве.
Кроме того, московский департамент транспорта ведет переговоры с производителями автомобилей о том, чтобы выпускать машины в комплектации «такси».
«Возможно, какие-то ненужные опции из машины будут убраны, она станет проще, чтобы нейтрализовать ущерб от перекраски машины в цвет, который будет принят в качестве цветовой гаммы».
По словам представителя пресс-службы, переговоры ведутся как с отечественными производителями, так и с зарубежными, но речь идет только о тех фирмах, которые располагают собственным производством на территории России. «У нас нет направленности на отечественного производителя, автомобили могут быть абсолютно разными, выпускаться разными производителями, но главное, чтобы они были готовы выпускать машины в оговоренной комплектации», — рассказали «Газете.Ru» в ведомстве.
Кроме этого город намерен финансово поддерживать перевозчиков. По предложенному департаментом транспорта проекту если таксист покупает автомобиль не дороже 1,5 млн рублей, то он может либо обратиться за субсидией, прежде чем его купить, либо потребовать у города компенсировать часть затрат.
Вот только таксисты в эффективность этих мер не верят. «Из 27 000 человек, получивших лицензии, 60% — это индивидуальные предприниматели. А с ними никто не хочет сотрудничать, ни лизинговые компании, никто. Все направлено на то, чтобы поддержать крупных игроков и вытеснить с рынка мелкий бизнес», — сокрушает Щербинин.
С приходом на пост мэра Москвы Сергея Собянина городские власти стали активнее бороться с нелегальные таксистами. С 1 сентября 2011 года перевозка пассажиров легковым такси в России может осуществляться только на основании специального разрешения, выдаваемого местными властями. Этот закон во многом был инициирован именно мэрией Москвы. С 1 июля 2012 года за отсутствие лицензии на работу взимают штрафы, таксистов-нелегалов штрафуют на 5 тысяч рублей. Сейчас городские власти готовят концепцию развития такси. Однако результата эти меры не принесли.