На второй день судебных разбирательств бывший судья Щелковского районного суда Подмосковья Валерий Сас прибыл на серебристом седане Suzuki Liana в сопровождении своего ульяновского адвоката Нины Костиной. Сас был в белой рубашке и полосатом костюме. Материалы уголовного дела он принес в огромном полиэтиленовом пакете. Сас мрачно поздоровался с присутствующими, сразу же надел очки и перекинулся несколькими фразами со своей защитницей.
Автоавария с участием федерального судьи произошла на мосту через Волгу в Ульяновске в ночь на 22 января 2011 года. По данным областного управления ГИБДД, внедорожник Toyota Highlander, за рулем которого находился Валерий Сас, в зоне действия знака «Обгон запрещен» выехал на полосу встречного движения и столкнулся с ВАЗ-2112. В результате 22-летний водитель «Жигулей» скончался на месте, 23-летняя пассажирка Альбина Шарафутдинова спустя несколько часов умерла в больнице. Еще одна женщина, ехавшая в «Жигулях», получила тяжелые травмы и длительное время находилась на лечении.
Во вторник сразу несколько инспекторов ДПС, вызванные на заседание в качестве свидетелей, заявили, что Валерий Сас в момент автоаварии на мосту через Волгу в Ульяновске находился, по их мнению, в состоянии алкогольного опьянения.
«От Саса исходил резкий запах алкоголя. К тому же у него были красные глаза», — заявил инспектор ДПС Павел Морозов, выезжавший на место автоаварии. Он также сообщил суду, что в наркологическом диспансере, куда привезли Валерия Саса, тот отказался от прохождения медицинского освидетельствования, сославшись на плохое самочувствие.
«После этого Валерий Владимирович самостоятельно покинул наркологию, сославшись на свой спецстатус», — сообщил Морозов.
Другой свидетель — инспектор ДПС Дмитрий Меркулов — обратил внимание, что у водителя внедорожника «было очень переменчивое настроение». «Сначала, после ДТП, Сас очень сильно раскаивался, а затем никакого раскаяния уже не было, — пояснил свидетель. — От него очень пахло алкоголем. В таких случаях мы обычных людей везем в наркологию».
По словам Меркулова, сразу после аварии Валерий Сас подтвердил, что по неосторожности выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с автомобилем ВАЗ-2112, однако вскоре отказался от этой версии. Инспектор также обратил внимание на то, что «походка Саса была шаткой, речь не совсем связной». «Сас постоянно звонил кому-то и сообщал абоненту: я еду в наркологию, надо сделать, чтоб все было нормально», — рассказал инспектор.
В наркологическом диспансере, куда все же был доставлен судья, Сас, по словам Меркулова, «как бы играл»: «Сначала соглашался проходить медосвидетельствование, а потом отказывался. И так несколько раз». Возможно, таким образом водитель пытался протянуть время — известный прием, к которому часто прибегают нетрезвые автомобилисты в надеже, что алкоголь успеет «выветриться».
Сам Валерий Сас после выступления свидетеля попросил уточнить инспектора: «Скажите: я скорбел или выражал свое удовольствие по поводу смерти?» — поинтересовался подсудимый у инспектора. «В таких случаях, по-моему, никто не радуется», — отвечал свидетель.
В ходе заседания также произошел скандал, в который пришлось вмешиваться судье Юрию Гвоздкову.
Подсудимому показалось, что отец погибшей в автоаварии девушки Раис Шарафутдинов якобы отпускает какие-то нелицеприятные высказывания в его адрес. «Ваша честь, он глядит мне в глаза и высказывает всякие неприятности», — пожаловался Сас, вскочив со своего места.
Стоит отметить, что сам Валерий Сас не отличается образцовым поведением. Он несколько раз перебивал выступавших свидетелей, сопровождал их показания едкими комментариями, за что неоднократно получал замечания от судьи.
Во вторник стало понятно, что избранная Валерием Сасом и его защитой тактика, похоже, начала проваливаться. Так, экс-судья и его адвокат неоднократно в своих комментариях намекали на то, что дорожное покрытие в месте ДТП было неудовлетворительным, а ДТП произошло из-за несчастного случая. Однако сразу трое свидетелей — инспекторы ДПС — заявили, что на мосту был сухой асфальт, на котором даже остались следы торможения ВАЗ-2112. При этом они затруднились ответить, имелись ли следы торможения внедорожника. Инспекторы также отметили, что видимость в районе ДТП была отличная, на мосту было включено искусственное освещение.