Согласно данным исследования, самое серьезное ухудшение по итогам текущего года наблюдалось в центре Москвы в пределах Садового кольца. Здесь в 2012 году средние скорости по сравнению с 2011 годом в будние упали на 8,3% — 17,6 км/ч. Ухудшилась обстановка и выходные дни: падение скоростей составило 6,2% — до 24,4 км/ч.
При этом эксперты отмечают, что самое серьезное ухудшение ситуации наблюдалось к концу года. Так, в IV квартале средние скорости рухнули н6а 12,9% — машины двигались со средней скоростью 12,8 км/ч – это рекордно минимальные значения за все периоды исследования. Отчасти такие показатели могли быть обусловлены более тяжелыми климатическими условиями по сравнению с предыдущим годом: в декабре на Москву обрушились мощные снегопады, парализовавшие город. «Однако эти явления были непродолжительными, а как следствие, и их влияние на итоговое значение оказалось не столь существенным», — прокомментировал «Газете.Ru» аналитик «Геолайфа» Михаил Каштанов.
«Вне зависимости от погоды отток транспорта из центра, зафиксированный в III квартале текущего года, окончательно завершился и сменился ростом интенсивности движения», — резюмировал эксперт.
Изучение ситуации в периферийной части города, которая находится между ТТК и МКАД, показало, что и здесь произошло заметное ухудшение дорожной обстановки. В течение года средние скорости в этой части упали на 6,2% — до 24,2 км/ч. «К сожалению, к продолжающемуся росту численности автомобильного транспорта добавился ряд мероприятий по реконструкции дорог и реорганизации движения, существенно повлиявших на пропускную способность дорог, что привело к существенному ухудшению ситуации, — говорит Каштанов. — В течение IV квартала на периферии средние скорости движения автомобилей в будни упали на 18,4%, а в выходные – на 16,2%. По сравнению же с началом текущего года итоговые значения скоростей к концу года оказались ниже на треть, составив всего 16,9 км/ч».
По прогнозам экспертов, ситуация в столице продолжит ухудшаться. «Впереди – январь и февраль, для которых характерны сложные погодные условия и низкие скорости движения, — говорит аналитик. — В сочетании с существующими и новыми ограничениями для движения автомобилей тенденция к снижению скоростей будет лишь расти».
Иного мнения придерживаются в Департаменте транспорта и развития транспортной инфраструктуры Москвы, которое в апреле этого года возглавил основатель «Аэроэкспресса» миллиардер Максим Ликсутов. Официальный представитель ведомства Жанна Терехова отмечает, что за счет организации парковочного пространства и появления первой зоны платных стоянок ситуация стала улучшаться. «Если говорить про центр, то с ноября у нас там идет увеличение скоростей – пока на небольшой процент, — сказала Терехова «Газете.Ru». — Появились парковочные места, и водители стали ими пользоваться, не скупятся оплатить стоянку, и транспорт стал уходить с обочин на парковки.
Если в центре ситуация будет улучшаться, то это положительно отразится и на периферии, и на прилегающих районах».
«Пока идем мелкими шажками – не все магистрали реконструированы до конца и там тоже скорости снизились», — продолжает Терехова. По ее словам, со следующего года в городе появятся дополнительные выделенные полосы для общественного транспорта, завершится крупная реконструкция целого ряда магистралей. «На следующий год незначительные, но тенденции к улучшению есть», — прогнозирует представитель департамента транспорта.
Главный московский транспортный эксперт директор института экономики и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин считает, что снижение скоростей связано с ростом автопарка. «Количество автомобилей в городе увеличилось, по разным данным, на 6–7% (до 4,5 млн авто), — говорит Блинкин. — Транспортное поведение горожанина не изменилось. Годовой пробег на один автомобиль в городе не изменился. Ресурсы сети (транспортной) приросли, Москва строилась, сейчас сдали несколько приличных объектов. Когда спрос растет при том же предложении, то появляются очереди. Так происходит в любой экономике, и в транспортной в том числе».
Вместе с тем Блинкин позитивно оценил ввод платных парковок. «Американцы до этого додумались в начале 1930-х годов, а мы — в этом году», — констатировал эксперт.
Москва более или менее заметно сдвинулась в области общественного транспорта, темпы строительства метро очень высокие были, и по этому году и задел на 2013 год есть. Прирост очень приличный, но город не особенно это замечает, особенно центр, который по-прежнему стоит в пробках». Блинкин также порадовался, что город приступил к закупке абсолютно нового состава подвижного наземного транспорта: трамваев, троллейбусов, автобусов. «Мировой тренд — это современный электротранспорт, и мы потихонечку-потихонечку пошли в этом направлении, — говорит он. — Последнее обстоятельство: было достаточно масштабное дорожное строительство, и те его фрагменты, которые приходятся на периферию города, становятся очень большим общим плюсом для Москвы».
Эксперт также отметил, что «расчеты наивных людей, что город когда-нибудь построит достаточно дорог и парковок, чтобы мы сохранили свое архаичное транспортное «привидение», — смешны и наивны». «С ветерком носиться по Москве мы не будем никогда», — заключил Блинкин.