Сообщение о выкупе акций было размещено в газете «Ведомости» на правах рекламы. Согласно этим данным, «АвтоВАЗ» намеревался выкупить свои акции у физических лиц по цене 24 рубля 17 копеек за 1 штуку. На момент открытия торгов на бирже стоимость акций российского автогиганта составляла 15,04 рубля.
В сообщении было указано, что доля физических лиц среди держателей акций «АвтоВАЗа» составляет 7,38% и что выкуп продлится до 21 января 2013 года, а осуществлять его будет дочерняя компания «АвтоВАЗа», под названием «Лада Фаворит».
Сделки должны были производиться через «Альфа-Директ», брокерскую структуру Альфа-банка.
В тот же день «Лада Фаворит» разместила в газете «Коммерсантъ» крупное рекламное сообщение формата A2, в котором компания предлагала автомобили Lada по цене, значительно ниже средней на рынке.
К примеру, стоимость Lada Priora в рекламном сообщении составляла 272 тысячи рублей, а Lada Granta – 208 тысяч рублей. Текущие цены на эти модели у официальных дилеров составляют около 300 и 260 тысяч рублей соответственно.
Примечательно, что указанный в рекламном сообщении сайт не существует, а при попытке позвонить на упомянутый в объявлении номер автоответчик обрывается после фразы: «Лада Фаворит» является крупнейшим официальным дилером…»
Кроме того, судя по объявлению в «Ведомостях», «АвтоВАЗ» якобы заявил о том, что переговоры с ГК «Ростехнологии» и ЗАО «Сбербанк КИБ» о выкупе их доли акций (28,99% и 20,14% соответственно) находятся на стадии завершения.
На фоне того факта, что ГК «Ростехнологии» официально создала СП с альянсом Renault-Nissan, в котором планируется собрать 74,5% акций российского автогиганта, опубликованная в СМИ информация о выкупе акций выглядела вполне правдоподобно.
В четверг, вскоре после открытия торгов на Московской бирже, обыкновенные акции «АвтоВАЗа» подорожали на 18%, а привилегированные – на 9%. Спустя несколько часов представители «АвтоВАЗа» выступили с опровержением, после чего акции компании начали снижаться, упав к закрытию до 15,39 рубля (+2,3% к цене открытия). Судя по сайту Московской биржи, скачок акций наблюдался с 12 до 14 часов.
Выяснилось, что «АвтоВАЗ» не объявлял выкуп собственных акций.
«Любые объявления и сообщения на эту тему не соответствуют действительности и являются провокацией, — говорится в официальном сообщении «АвтоВАЗа», поступившем в редакцию «Газеты.Ru». — К подобным сообщениям «АвтоВАЗ» отношения не имеет. Такие решения находятся в компетенции совета директоров предприятия. В настоящее время служба безопасности «АвтоВАЗа» выясняет источник и мотивы размещения информации».
Коммерческий директор «Ведомостей» Глеб Прозоров прокомментировал «Интерфаксу», что подобные рекламные объявления, в том числе и сообщения о существенных фактах, публикуются через рекламные агентства, а не от эмитента напрямую. Если есть явные основания сомневаться в достоверности информации или она носит конфликтный характер, проводится дополнительная юридическая экспертиза, но в данном случае внешних признаков фальшивки не было, сказал он агентству.
Представители PR-агентства, распространившего пресс-релиз о выкупе акций, рассказали «Интерфаксу», что в их обязанности «входила лишь техническая рассылка новости по профильным СМИ и информационным агентствам». По словам пиарщиков, заказ с готовым текстом пришел из агентства «Webком», чьи представители заявили, что пресс-релиз и сайт были разработаны по заказу некоего ООО «Фаворит». При этом счета заказчика была заморожены: компания не оплатила услуги агентства.
Стоит отметить, что акции «АвтоВАЗа» в последнее время несколько раз резко меняли стоимость: сначала после сообщений о скором создании СП для контроля над «АвтоВАЗом» (рост на 10% и последующее падение 8%), а потом после известий о кредите ВЭБа автопроизводителю на 60 млрд рублей (+7–8%).
«Все это попахивает новостями из 1990-х годов, когда была манипуляция рынком в фаворе и распространялись фейковые новости. Посмотрим, как на эти события отреагируют ФАС и ФСФР»,— рассказал «Газете.Ru» Максим Фирсов из ИФК «Метрополь».
Позже российский автогигант опубликовал еще одно сообщение, из которого стало известно, что у «АвтоВАЗа» нет структурного подразделения под названием «Лада Фаворит», от имени которого были опубликованы сообщения в СМИ, а указанные ложной компанией цены на автомобили не являются рекомендуемыми.
Примечательно, что дилер продукции «АвтоВАЗа» с аналогичным названием ранее существовал. Компания «Фаворит Моторс» была основана в 1994 году, и до расширения своей торговой деятельности на другие марки фирма называлась «Лада Фаворит» и занималась реализацией автомобилей тольяттинского производства.
Глава Федеральной службы по финансовым рынкам Дмитрий Панкин уже назвал ситуацию «из ряда вон выходящей» и рассказал о том, что у газеты «Ведомости» запрошены объяснения по поводу инцидента. «Столь уважаемая газета с огромным тиражом распространила ложную информацию. Конечно, нами уже запрошены объяснения, как такое могло произойти и у газеты «Ведомости», и у других СМИ. Первая информация нами уже получена», — написал глава ФСФР в своем блоге.
Как сообщил Панкин, ведомство начало проверку на предмет возможного манипулирования акциями «АвтоВАЗа». «Предполагаю, что многие участники могли понести убытки в результате сегодняшних операций, и если они заявят о своих убытках нам, то мы учтем результаты их операций при проведении проверки», — заявил руководитель ФСФР.
Аналитик из «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов рассказал «Газете.Ru», что факт манипуляции рынком очевиден. «Сказать, кто за этим стоит, трудно, но факт попытки манипулировать рынком достаточно очевидно прослеживается – акции улетели вверх, потом начали падать, все эти сообщения повлияли на ситуацию. Масштаб потерь или прибыли оценить трудно, но с учетом взлета стоимости акций на 18%, можно с этим показателем соотнести и величину потерь».
Эксперт отметил, что «столь очевидная попытка манипулировать рынком в России происходит едва ли не впервые».
Директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков рассказал «Газете.Ru», что компания также пытается разобраться со сложившейся ситуацией. «Это 21-е число — конец света, и каждый сходит с ума по-своему. Кто-то соль со спичками покупает, кто-то в землю закапывается, ну а кто-то, может, и зарабатывает на этом (на рыночных манипуляциях. — «Газета.Ru»). С этим должны разбираться соответствующие органы. ФСФР и ФАС уже следят внимательно», — заявил Буренков. «Конечно, мы тоже пытаемся разобраться в этой ситуации, но сейчас говорить выводы преждевременно. Очень часто, когда подобные разбирательства идут, сообщать что-то сразу — еще можно и спугнуть тех, кто это сделал, — добавил представитель «АвтоВАЗа». — Но однозначно ситуация будет разобрана, мы всё поймём и об этом расскажем».