В среду в Московской областной думе прошел круглый стол с участием московских и подмосковных чиновников, ответственных за транспортную сферу. Госслужащие обсудили вопрос транзитного движения по МКАД грузового транспорта. 16 ноября этого года мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление, вводящее запрет на движение по МКАД с 7.00 до 22.00 фур массой выше 12 тонн, а с 1 мая – запрет на движение всего транзитного транспорта. Однако реализация этого проекта вызвала массу вопросов в Подмосковье, так как, в случае вступления постановления в силу, подмосковным дорогам придется принять ежедневный поток из десятков тысяч многотонных фур.
Глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов заявил, что ограничение движения грузовиков позволит разгрузить МКАД и в целом облегчит сложную транспортную ситуацию в столице.
По его словам, город в таком случае сможет ввести дополнительно 150 маршрутов наземного общественного транспорта. «Нам необходимо 360 тысяч пассажирских мест в час. Это на сегодняшний день реальная возможность для многих людей доехать из одной точки в другую», — цитирует Ликсутова «Интерфакс». При этом Ликсутов отметил, что к февралю следующего года в Московской области (МО) построят перехватывающие парковки для фур на 12 тысяч машиномест и ситуация на подмосковных дорогах серьезно не ухудшится. Однако Ликсутов напомнил подмосковным чиновникам, что они недостаточно хорошо выполняют свои обещания. «Из планируемых десяти тысяч парковочных мест построено около четырех тысяч. Сроки проектирования ЦКАД постоянно переносятся. Мы надеемся, что сроки начала работ будут перенесены в ближайшее будущее», — сказал чиновник. Подмосковные власти говорят, что в области нужно как минимум 20 тысяч машиномест под фуры, а на их строительство потребуется почти 4 млрд рублей.
По данным департамента транспорта, ежегодно в пределах МКАД передвигаются 150 тысяч грузовиков, а в ДТП, связанных с грузовым транспортом, на МКАД за 2011–2012 годы погибли 80 человек. «При этом весь грузовой транспорт загружен всего на четверть, — подчеркнул Максим Ликсутов. — Количество грузовиков избыточно минимум в два раза. 30% автомобилей на МКАД — грузовые. Половина из них транзитные и не обслуживают московский регион».
Подмосковные чиновники с ужасом представляют, как регион будет вмещать десятки тысяч многотонных грузовиков. «Мы промоделировали ситуацию и попытались понять, что произойдет с Московским малым кольцом и Московским большим кольцом, — приводит слова министра транспорта Московской области Александра Воробьева «Интерфакс». — Малое московское кольцо встанет: пропускная способность не справится с транспортным потоком, который вынужден будет туда пойти. На большом кольце состояние движения ухудшится почти в два раза».
По мнению Воробьева, ввести запрет можно, когда в регионе завершится строительство хордовых трасс между большим и малым кольцом в Подмосковье. Однако широкой общественности ничего не известно даже о начале проектирования таких хорд.
По итогам совещания, прошедшего в среду, Москва и Московская область так и не смогли договориться и выработать совместное решение по поводу ограничения движения большегрузного транспорта по МКАД в дневное время.
«На «круглом столе» договорились, что будем просить Минтранс вмешаться в ситуацию, потому что то, что докладывали москвичи, — это их мнение, и оно не учитывает проблем, с которыми мы столкнемся после введения запрета, — заявил «Газете.Ru» руководитель аппарата комитета по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации Мособлдумы Александр Стекольщиков. – Они свои проблемы решают, перекладывая их на область. Подмосковье пока просто не в состоянии с этим справиться. Ограничить движение по МКАД необходимо, но, прежде чем все это вводить, нужно было принять все необходимые меры».
Александр Стекольщиков объяснил, что в Подмосковье есть федеральные, региональные и местные дороги, и если федеральные трассы будут запружены, большегрузные фуры поедут через местные дороги, которые на такие нагрузки вообще не рассчитаны. «Они их просто угробят», — считает Стекольщиков.
По его мнению, стоянками для фур, которые хотят построить в области, водители все равно пользоваться не будут. «Дальнобойщики сегодня едут с таким расчетом, чтобы проехать Москву транзитом, не останавливаясь нигде, — считает глава аппарата. — Они понимают, что это дополнительные затраты времени и денег. Кроме того, в ночное время, когда запрет действовать не будет, будет массовый выезд тысяч машин с этих стоянок, что тоже может осложнить транспортную ситуацию на том же МКАД».
Стекольщиков признал, что. хотя планируются новые встречи чиновников двух регионов, Москва все равно введет запрет, потому что решение на этот счет уже вступило в законную силу и область с этим ничего сделать не может. «Если только Собянин сам не захочет что-то изменить», — отметил чиновник.
По итогам совещания информагентства распространили информацию, что запрет на движение фур по МКАД откладывается. Впрочем источник «Газеты.Ru», знакомый с ходом переговоров, опроверг эту информацию. «Идет диалог, но пока мы живем в парадигме того, что есть постановление правительства на этот счет, с четкими сроками, и его никто не отменял, — сообщил источник. – Диалог еще идет, но там больше эмоций, чем конструктивности. Все заранее оговоренные сроки сохраняются. К тому же какие-то важные решения всегда принимаются в тесном кругу, в кабинетах».
Собеседник напомнил, что соответствующее соглашение между Москвой и Подмосковьем было подписано еще в 2010 году, однако область все равно оказалась неготовой к вводимым ограничениям. «Москва, настаивая на введении запрета, рискует не меньше: ведь если к 1 февраля инфраструктура окажется неготовой, придется срочно принимать какие-то меры», — добавил он. По словам источника, позицию московских властей разделяют и в профессиональном сообществе водителей. «На этом «круглом столе» с аргументами Москвы полностью согласились представители Российского автотранспортного союза, а также центрального совета Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов (МПВП). То есть сами водители выступают за ограничение движения», — отметил он.
«Ограничение количества фур на МКАД довольно сильно облегчит ситуацию в Москве, потому что тяжелые грузовики, перемещаясь по городу, сильно снижают среднюю скорость потока из-за неповоротливости и слабой динамики, а при маневре фура занимает сразу несколько полос, — прокомментировал «Газете.Ru» ведущий специалист отдела развития компании «Геолайф» Михаил Каштанов. — Но если говорить о ситуации в области, то там она заметно усугубится, потому что транзитные маршруты в большой степени переместятся на первое и второе бетонные кольца, которые сейчас и так сильно загружены. Бетонные кольца пресекаются с большим количеством ж/д дорог. Если сейчас перекрытие переезда провоцирует пробку от 500 до 1500 метров, то после введения этого запрета мы сможем увидеть и многокилометровые пробки. Кроме того, те грузовики, которые не поедут в объезд, которым нужно попасть в город и будут отстаиваться, они должны быть обеспечены площадками для отстоя с твердым покрытием. Если споры властей будут продолжаться, то этот вопрос не решится никогда».