Депутаты Новосибирского областного парламента внесли в Госдуму законопроект, предусматривающий десятикратное увеличение наказания за разговор по мобильному телефону за рулем. Авторы документа предлагают штрафовать таких водителей на 3000 рублей. Если же нарушитель попадется второй раз, то ему уже будет грозить штраф в 5000 рублей или лишение водительских прав на 3 месяца.
В настоящее время за разговор по мобильному телефону водителю грозит предупреждение или штраф 300 рублей (ст. 12.36.1 КоАП РФ «Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук»). По мнению инициаторов законопроекта, существующий размер штрафа слишком мал, и водители, не считаясь с ним, продолжают разговаривать по телефону за рулем.
В Европе такое нарушение обходится гораздо дороже. В Нидерландах за это водителю грозит тюремное заключение и штраф в 2000 евро. В Испании за разговор по мобильнику за рулем придется отдать 200 евро.
Начальник отдела взаимодействия со СМИ Новосибирской областной Думы Наталья Шарагина пояснила «Газете.Ru», что с этой законодательной инициативой выступил депутат-единоросс Олег Сметанин. Его идею 15 сентября единогласно поддержали все фракции областного парламента.
«Ежегодно на дорогах гибнет 35 тыс. человек, это молодые и здоровые люди, одна из причин — это разговор по мобильному телефону», — пояснила Шарагина «Газете.Ru», зачитывая пояснительную записку к законопроекту.
По данным английского издания The Telegraph, ссылающегося на Транспортную исследовательскую лабораторию Великобритании, человек, ведущий машину и одновременно говорящий по мобильному телефону, опаснее водителя в состоянии легкого алкогольного опьянения.
«Риск попадания в аварию во время разговора по мобильному телефону возрастает в четыре раза, а время реакции водителя во время телефонного разговора увеличивается в два раза. У человека с содержанием алкоголя в крови 0,8 промилле реакция ухудшается только на 30%, — говорится в исследовании.
— Функция внешнего внимания снижается у девяти из десяти, сидящих за рулем. Водитель за рулем концентрирует внимание на своей полосе движения и не следит за тем, что происходит на соседних».
Получить комментарий самого Сметанина получить не удалось, однако в интервью местной прессе он рассказывал, что его помощники проводили специальное исследование и отслеживали, как часто водители области говорят по телефону за рулем. «Мои ребята фотографировали реальный случай: водитель не уступил дорогу, едет и разговаривает по телефону, а потом раз — и наехал на другого, который тоже болтал по телефону. Или еще историю мне рассказали. Пассажиры маршрутки пять остановок просили шофера перестать разговаривать по телефону, в результате — лобовое столкновение и три смерти, в том числе водителя», — цитирует депутата новосибирский портал altapress.ru.
Коллеги новосибирского депутата из Госдумы уверены, что это перспективный законопроект. Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков о законодательной инициативе Сметанина ничего не слышал, но считает, что законопроект будет принят.
«Газете.Ru» депутат рассказал, насколько серьезно разговор по мобильному отвлекает водителя во время вождения машины. «По отношению к телефону штраф в 300 рублей явно не работает, разговаривают все кто попало, притом что существует гарнитура и для разговора по телефону, не обязательно занимать руки. Я сам не раз видел, когда человек делает маневр: в одной руке у него телефон, а в другой — сигарета. Я понимаю, что мужчина может чем-то еще поворачивать или застопорить руль, а женщине-то нечем. Поэтому это представляет крайнюю опасность».
Кроме того, Лысаков предлагает наказывать рублем за любые манипуляции с телефоном во время вождения, прежде всего за написание sms-сообщений. В исключение может попасть только нажатие кнопки для отправки вызова с телефона на гарнитуру. Учитывая, что доказать факт разговора по телефону во время вождения машины полицейским очень сложно, Лысаков предлагает запрашивать у сотового оператора информацию о том, был ли зафиксирован звонок в момент остановки автомобиля инспектором.
Фиксировать такие нарушения можно также в автоматическом режиме или их могут снимать инспекторы на камеры в служебных автомобилях. Депутат уверен, что полицейские не будут останавливать невиновных.
Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, напротив, считает, что никакими техническими средствами установить, что человек разговаривал по мобильному телефону, невозможно.
«Никто никого наказывать за разговор по мобильному телефону не будет. Вас остановили, вы положили мобильник — и все, идите доказывайте, что вы говорили по нему. У гаишников есть гораздо более «вкусные» нарушения, за которые ловят: это превышение скорости, проезд на красный свет, езда по встречной, где можно поймать за реальное нарушение».
По мнению Похмелкина, точно так же как и мобильный телефон, человеку за рулем мешает, например, курение, и идея новосибирского депутата повысить штраф — это пример манипуляции наказанием. Он считает, что бороться с телефонными переговорами за рулем нужно профилактическими методами.
«Покажите по телевизору две три аварии с жертвами, которые происходят по вине водителя, разговаривающего по мобильному телефону, покажите, что с его пассажиром случилось, как он ребенка переехал, и, думаю, на здравомыслящее большинство это повлияет. А для отморозков штрафы не помеха», — подытожил Похмелкин.