Во вторник Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд вынес приговор трем сотрудникам ФСО, которые на своем автомобиле не поделили дорогу с двадцатилетним водителем, избили его, усадили в машину и, угрожая, возили по городу.
Фэсэошников обвиняли по статье 126, ч. 2, УК РФ — «Похищение человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору с применением насилия, опасного для жизни или здоровья».
Выслушать приговор они пришли самостоятельно, без конвоя, поскольку находились под подпиской о невыезде.
Судья Анатолий Копелев зачитал решение: «Признать виновными…» При этом суд учел, что у подсудимых на иждивении есть дети и нетрудоспособные родители. Кроме того, они извинились перед потерпевшим и материально загладили вину. В итоге лейтенант Сергей Земсков получил три с половиной года колонии общего режима, лейтенант Дмитрий Залецкий — три года, а прапорщик Артем Бобров — два с половиной года. Кроме того, суд лишил их воинских званий. Ранее Земсков и Залецкий были уволены из ФСО. Подсудимых взяли под стражу в зале суда, надев на них наручники.
«Я удовлетворен приговором и не буду его обжаловать, — сказал «Газете.Ru» потерпевший Геннадий Абашкин. — Весь материальный ущерб и моральный вред они мне возместили, лечение оплатили». Сумму компенсации Абашкин не уточнил.
Все осужденные намерены обжаловать приговор.
Преступление произошло 24 марта 2012 года около 5 часов утра в Санкт-Петербурге. Сотрудники ФСО ехали на черном служебном Volkswagen Passat, оборудованного спецсигналами. На проспекте Испытателей их обогнала Audi-100, за рулем которой находился 20-летний Геннадий Абашкин, приехавший в Питер из Волгограда. Офицеры сочли, что их подрезали, бросились в погоню, включив проблесковый маячок. Абашкин не стал останавливаться, поскольку на машине преследователей не было никаких опознавательных знаков. Он успел позвонить родственникам по мобильному телефону и сообщить, что его преследуют неизвестные. Сотрудники ФСО блокировали Audi у дома № 24 на проспекте Испытателей, совершив при этом небольшое ДТП. Вся троица набросилась на Абашкина.
«Следствием и судом установлено, что, разбив лобовое стекло «Ауди-100» и применив физическую силу, они вытащили Абашкина из машины, избили, а затем посадили пострадавшего в свой автомобиль и скрылись с места происшествия», — сообщили «Газете.Ru» в Главном военном следственном управлении СКР.
Что происходило в автомобиле, «Газете.Ru» рассказал тесть Абашкина, Сергей Шедько. «Они говорили: ты ох*ел, ты нас подрезал, потом нам машину стукнул, ты нам должен 50 тысяч долларов, говорили, что сейчас вывезут в лес, все время били, смеялись и снова били, — рассказывает родственник Абашкина. — Видели, наверное, что номера на его машине волгоградские, и решили безнаказанно поизмываться».
Родственник Абашкина позвонил в полицию. Кроме того, момент, когда трое мужчин запихивают парня в Volkswagen и увозят, видел свидетель из проезжавшей мимо машины. Он сообщил полицейским номера автомобиля фэсэошников.
Сотрудники ГИБДД остановили черный Volkswagen Passat у дома № 7 на улице Хрулева. Пленника освободили.
С многочисленными травмами потерпевшего водителя госпитализировали в отделение нейрохирургии Елизаветинской больницы.
Двух фэсэошников — Земскова и Залецкого — доставили в 44-й отдел полиции. Третьего — прапорщика Боброва — к этому времени в автомобиле не было. Полицейские сообщили о произошедшем военным следователям. Информация попала в прессу. Было возбуждено уголовное дело. Следователи нашли третьего сотрудника, им оказался прапорщик Бобров. Спустя несколько дней официальный представитель ФСО Сергей Девятов сообщил, что поведение лейтенантов Земскова и Залецкого «признано дискредитирующим высокое звание офицера Федеральной службы охраны». Их уволили. Прапорщик Артем Бобров до сих пор числится сотрудником ФСО. Во время следствия все трое находились под подпиской о невыезде.
Процесс по делу трех фэсэошников (приписанных к воинской части № 38973) начался 5 сентября 2012 в гарнизонном суде Петербурга и длился всего неделю. Земсков, Залецкий и Бобров полностью признали свою вину. Был опрошен единственный свидетель, видевший избиение Абашкина. Причем его личность суд засекретил из соображений безопасности: свидетель давал показания под псевдонимом, скрывая лицо, из специальной комнаты в Окружном суде Западного военного округа. Туда на время пришлось перенести заседание, поскольку в гарнизонном суде спецпомещения для засекреченных свидетелей не оказалось. Свидетель пояснил, что катался по городу с другом и увидел, как на дороге избивают человека. По словам свидетеля, преступники вели себя неадекватно и были похожи на пьяных или одурманенных. Отметим, что следствие так и не смогло установить, были фэсэошники пьяны или нет. Проверку у врачей они не проходили, из отдела полиции их забрал представитель питерского управления ФСО.