Российский студенческий союз (РСС), известный своей борьбой с закупкой вузами люксовых автомобилей, обнародовал новые данные мониторинга сайта госзакупок, где размещаются заказы на покупку автомобилей. Студенты считают, что средства нужно тратить не на дорогие машины для ректоров, а на ремонт корпусов и развитие инфраструктуры учебных заведений.
По данным союза, Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) разместил заказ на поставку двух автомобилей «для служебного и индивидуального пользования» за 5,065 млн рублей. «Первый автомобиль Toyota Land Cruiser 200 за 3,294 млн рублей должен иметь следующие технические характеристики: «ксеноновые фары ближнего и дальнего света, подогрев руля, 4-зонный климат-контроль, круиз-контроль», «4 камеры по периметру автомобиля с системой помощи при движении по бездорожью» и т. д. Второй автомобиль марки Toyota Land Cruiser Prado за 1,771 млн рублей должен иметь климат- и круиз-контроль, коммуникационную систему «Bluetooth с голосовым управлением» и др.», — говорится в сообщении РСС.
Еще одним покупателем дорогих иномарок оказался Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК). Вуз решил приобрести за бюджетный счет два автомобиля общей стоимостью 4 млн рублей.
В тендере не указываются конкретные модели, но в аукционной документации сказано, что одна из машин должна иметь двигатель объемом не менее 3,8 литра, кожаный салон, отделку салона натуральным деревом, отделку руля и ручки КПП кожей и деревом и массу других опций, присущих автомобилям премиум-класса.
Также активистов организации привлекли заказы Чеченского государственного университета (ЧГУ) на автомобиль Toyota Camry за 1,6 млн рублей, Российской инженерной академии менеджмента и агробизнеса (РИАМА) на автомобиль за 1,595 млн рублей, Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (СГАФКСТ) на машину за 1,477 млн рублей. Автомобили, по данным союза, приобретаются как за счет бюджетных, так и внебюджетных средств.
В РСС отметили, что благодаря их деятельности удалось пресечь несколько подобных заказов. «Недавно Московский государственный университет приборостроения и информатики (МГУПИ), Хабаровская государственная академия экономики и права (ХГАЭП), Курский институт Российского государственного социального университета (КИ РГСУ) аннулировали закупки «ректормобилей», суммарная стоимость которых составляла 11 млн 700 тысяч рублей», — отметили в РСС.
Отмена дорогостоящих тендеров произошла после того, как в июне этого года РСС обратился в Генпрокуратуру и Министерство образования с жалобами, в которых требовал проверить законность приобретения люксовых иномарок. Об этом «Газете.Ru» сообщил замглавы РСС Алексей Крапухин.
«По результатам жалоб несколько тендеров были отменены, но нам неизвестно, чтобы кто-то из должностных лиц был наказан, то есть никаких уголовных дел там нет.
Однако предупреждения руководству этих вузов были вынесены. Об этом нам официально сообщили в ответах на жалобы, — сообщил он. — После отказа от тендера некоторые учебные заведения вообще отказываются от покупки автомобиля, а некоторые приобретают более дешевые машины».
Крапухин напоминает, что экс-президент Дмитрий Медведев при встрече с главой РСС Артемом Хромовым ранее однозначно высказался о несправедливости закупок вузами дорогих иномарок. «Это было в сентябре прошлого года, как раз во время скандала вокруг Российской таможенной академией, которая разместила заказ на пять автомобилей стоимостью 16,67 млн рублей. Заказ тогда отменили, и с тех пор мы постоянно мониторим ситуацию, однако подобных заказов меньше не становится», — сообщил он.
Замглавы РСС считает, что деньги из внебюджетных источников руководство вузов должно тратить более рационально. «Деньги, которые поступают от студентов в виде платы, доход от сдачи в аренду помещений должны быть потрачены на образование, науку, ремонт аудиторий или общежитий, а не на люксовые машины для верхушки вуза. К сожалению, таких корыстных ректоров у нас немало, и закупают они не только дорогостоящие машины, но и массу других не самых нужных вещей по завышенным ценам», — считает он.
По мнению Крапухина, одним из решений проблемы могло быть обнародование бюджетов вузов. «Сейчас эти бюджеты непрозрачны, и никто, кроме узкого круга лиц в руководстве этих учреждений, не знает, на что тратятся деньги. За границей все бюджеты абсолютно открыты публикуются. Студент, оплатив обучение, знает, на что именно были потрачены деньги.
Эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев считает, что внебюджетные доходы вузов стимулирует их руководство на подобные заказы.
«С 1 июля этого года у нас вступил в силу 83-й федеральный закон, — объяснил он «Газете.Ru». — По нему образовательное учреждение вправе заниматься коммерческой деятельностью, приносящей доход, и использовать вырученные средства по своему усмотрению. Здесь уже проследить за происхождением, движением денег значительно сложнее. Появляются неучтенные средства, использовать которые руководство вуза может как хочет».
По его мнению, покупка дорогостоящих иномарок может быть средством легализовать подобные доходы. «Не исключено, что это обычное отмывание денег. У проректоров, ведущих хозяйственную деятельность, есть средства, которые поступают от аренды помещений и далеко не всегда учитываются. Они же не пишут в заявке о происхождении денег, на которые покупается автомобиль. Новый закон будет только стимулировать подобные злоупотребления. Необходимо каким-то управленческим ресурсом сделать так, чтобы вузам делать это было невыгодно».