Известный голландский производитель элитных спортивных машин Spyker N.V. (Spyker) в рамках соглашения с китайской корпорацией Zhejiang Youngman Passenger Car Group Co (Youngman) передаст последней 29,9% своих акций. Кроме того, планируется создать два совместных предприятия, которые за счет инвестиций из Китая и технологий Spyker будут продвигать линейку новых автомобилей.
Согласно официальному сайту Spyker, на котором опубликованы подробности сделки, в общей сложности сумма китайских инвестиций в нидерландского производителя элитных спорткаров составит 10 млн евро.
Из них 6,7 млн евро будет выплачено за 29,9% акций Spyker из расчета 0,05 евро за 1 акцию, а остальную часть Youngman предоставит в виде кредита. Первый транш инвестиций в размере 2,3 млн евро Spyker должен получить уже в течение ближайшей недели. Остальные средства должны быть предоставлены не позднее чем через 45 дней после подписания всех документов.
Помимо этого партнеры намерены учредить два новых предприятия. В будущей компании Spyker P2P B.V. Youngman будет принадлежать 75% акций, при этом китайская сторона обязуется вложить в проект 25 млн евро. В свою очередь, Spyker поделится технологиями, разработанными для создания люксового внедорожника Spyker D8 Peking-to-Paris стоимостью более 200 тысяч евро, производство которого запланировано на конец 2014 года.
Во второй компании — Spyker Phoenix B.V — доля Youngman составит 80% акций. Корпорация предоставит Spyker права на использование перспективной платформы Phoenix, разработанной шведской компанией Saab.
Напомним, что права на платформу Phoenix китайская корпорация приобрела после того, как в декабре прошлого года она не смогла договориться о приобретении всего бренда Saab, которым как раз владел Spyker. Против покупки шведского производителя, находившегося в шаге от банкротства, резко выступил концерн GM. Американская компания, ранее владевшая Saab, предоставила последней ряд своих технологий и была категорически против передачи их Youngman. В итоге готовившаяся сделка сорвалась, шведская компания не смогла избежать банкротства, но китайская корпорация получила права на Phoenix, разработанную без участия GM.
В начале августа Spyker, который все еще владеет обанкротившейся компанией Saab Automobile, подал в суд на GM. Американскую компанию обвинили в незаконных действиях, приведших к банкротству Saab. Иск на $3,3 млрд в ближайшее время рассмотрит суд американского штата Мичиган. Дальнейшая судьба Saab пока неясна. Летом этого года о покупке производителя объявила компания National Electric Vehicle Sweden (NEVS), созданная двумя инвесторами из Японии и Гонконга. Однако окончательное оформление сделки затянулось, и, когда она будет полностью завершена, до сих пор неясно.
Конечной целью нового альянса должно стать создание новой линейки автомобилей премиум-класса на платформе Phoenix в Европе и Китае.
«Со времен банкротства Saab Automobile AB в декабре прошлого года мы искали возможности продолжить сотрудничество с Youngman. Благодаря соглашению стороны заложат основу для интенсивного партнерства и эффективного использования наших активов, как материальных, так и нематериальных. Мы разделяем видение того, каким должно быть будущее Spyker», — заявил по поводу сделки гендиректор нидерландского производителя Виктор Мюллер.
«Благодаря подписанному соглашению многие идеи, которые не удалось реализовать вместе с Saab, будут претворены в жизнь. Youngman рада помочь Spyker создавать и развивать модельный ряд элитных спортивных внедорожников и машин на платформе Phoenix как в Китае, так и в других странах», — заявил, в свою очередь, глава Youngman Пан Циннянь.
Гендиректор компании «Совтрансавтоэкспедиция» Леонид Шляпников считает, что китайцы уже давно охотятся за европейскими технологиями. «Китайская корпорация давно искала возможности получить европейские технологии, — заявил он «Газете.Ru». — И если сделка с Saab в итоге сорвалась, то соглашение со Spyker дает им такую возможность.
Это недорогой билет, чтобы выйти на новое направление в бизнесе. Европейский автомобильный рынок достаточно закрыт, на нем много сильных игроков, и таких ворот для Youngman в Европе немного.
Что касается голландцев, то создание совместных предприятий станет для них отличной возможностью выйти со своими премиальными машинами на перспективный китайский рынок. Ни один из моих китайских партнеров не ездит на местных премиальных авто, предпочитая им европейские марки. На словах они могут их расхваливать, но когда я был в Китае, то сам видел, что все коллеги там предпочитают BMW и Mercedes».