Сообщение об отставке Штраке пресс-служба General Motors распространила в четверг вечером. В нем говорится, что временно исполняющим обязанности главного исполнительного директора компании назначен глава наблюдательного совета Opel Стив Гирски. Штраке, в свою очередь, вылетает в Детройт, где будет отчитываться о своей работе перед главой GM Дэном Акерсоном.
«Сейчас GM находится в поиске подходящей кандидатуры на пост главы Opel. Кроме того, в ближайшее время наблюдательный совет Opel назначит временного председателя правления компании», — говорится в сообщении.
Список кандидатур, а также причины увольнения Штраке пока не раскрываются. Как рассказали Bloomberg источники, знакомые с ситуацией, отставка Штраке может быть связана с тем, что руководству GM не нравятся растущие убытки немецкого бренда.
С 1999 года GM потерял на европейских операциях порядка $16,4 млрд (прибыль по итогам 2011 года — $9,19 млрд), что не устраивает главу американского концерна Дэна Акерсона, в планах которого закрепить в кратчайшие сроки за GM звание крупнейшего автопроизводителя в мире. По итогам 2011 года отрыв по продажам от Volkswagen, занимающего сейчас вторую строчку, составил 860 тысяч машин (8,16 млн у Volkswagen, 9,02 млн у GM).
«За 12 лет мы потеряли $16 млрд. Так дальше продолжаться не может», — заявил Акерсон 28 июня, добавив, что компания ищет оптимальные пути сокращения издержек.
Ситуацию Opel осложняет и тот факт, что немецкому автопроизводителю запрещено продавать автомобили за пределами европейского рынка (договоренность между GM и Opel, когда американский концерн покупал немецкий брэнд). В связи с этим компания не может выйти на необходимые масштабы производства и попробовать себя на перспективных азиатских рынках. Одновременно в Европе рекордно падают продажи практически на всех рынках — происходит это на фоне роста безработицы и долгового кризиса. Две недели назад наблюдательный совет Opel утвердил план по возвращению прибыли, однако в GM признают, что реальной экономии удастся достичь только после сделки с профсоюзами и закрытия завода в Бохуме после 2016 года. До июня предприятие производило две модели — Zafira и Astra, производство хетчбэков уже перенесено в Великобританию, а Zafira прекратят выпускать в 2016 году. В GM считают, что сейчас мощности Opel загружены на 75%, уплотнение производства позволит выйти на показатели прибыли к 2016 году.
«Ситуация в Европе раздражает руководство GM. Они приняли 28 июня план реструктуризации, и отставка Штраке — часть его. Однако, если бы у GM уже был кандидат на место исполнительного директора, его назвали бы сразу, не таясь», — цитирует Bloomberg аналитика IHS Automotive Кристофа Штюрмера.
Уход Карла Штраке со своего поста означает, что в ближайшее время Opel придется знакомиться с уже четвертым исполнительным директором менее чем за три года. Ганс Демант принял этот пост в ноябре 2009 года и два месяца спустя был заменен Ником Рейли, который ушел в апреле 2011.
Между тем отставка Штраке оказалась полной неожиданностью как для немецких чиновников, так и для некоторых членов наблюдательного совета Opel.
«Мы до последнего момента не верили в это, считали чьей-то неудачной шуткой», — заявил Reuters один из членов наблюдательного совета, пожелавший сохранить анонимность. «Штраке ушел неожиданно. Теперь для нас главное, чтобы его преемник сохранил в силе договоренности, достигнутые с прежним главой Opel», — заявил Automotive News член правления компании и глава профсоюза IG Metall, с которым Opel ведет переговоры по заводу в Бохуме.
Тем временем агентство Reuters сообщает, что наиболее вероятным преемником Карла-Фридриха Штраке станет Томас Седран в настоящее время отвечающий за развитие бизнеса и корпоративной стратегии.
В России за первое полугодие 2012 года, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи Opel выросли на 31%, до 39 652 машин (за счет локального производства в Калининграде и Санкт-Петербурге), из которых 7588 автомобилей были проданы в июне (+18%). Самой продаваемой моделью стал хетчбэк Opel Astra.