В пятницу Сбербанк и правительство Москвы подписали соглашение о развитии Завода имени Лихачева. Об этом в пятницу сообщили мэр столицы Сергей Собянин и глава банка Герман Греф. Общие инвестиции в проект составят около 12 млрд рублей. Из них 6 млрд Сбербанк выдает как кредит СП на 5—7 лет. Остальные 6 млрд — это вложения в уставный капитал СП, которые состоят из имущественного комплекса (это сам завод) и доли небольшой автокомпании «Дервейс» (принадлежит Сбербанку). Первоначальный денежный вклад сторон в производство составит 4,5 млрд рублей.
Банк будет иметь контрольный пакет в созданном СП — 51%. Правительству Москвы отойдут 49%. Планируется, что на заводе будут собирать 100 тысяч легковых и 50 тысяч коммерческих автомобилей. Первые партии должны сойти с конвейера в первом квартале 2013 года. Выйти на производственные мощности планируется через три года.
Партнер Сбербанка итальянский автоконцерн Fiat присоединится к соглашению позднее. В пресс-службе Сбербанка «Газете.Ru» сообщили, что компания Fiat, с которой у банка подписан договор о создании СП по сборке автомобилей, вскоре может присоединиться и к соглашению с московским правительством. «Они этого хотят, мы этого хотим, сейчас идут переговоры, но официально соглашение пока не подписано, поэтому о конкретных условиях и формах сотрудничества с Fiat пока говорить рано», — отметил в пресс-службе. Пока нет ясности и с конкретными марками автомобилей, которые будут собирать на ЗИЛе, а также с собственными моделями автозавода. «Это будет мультибрендовое производство, но официальных соглашений с конкретными компаниями пока не подписано. Трудно говорить и о конкретных сроках начала производства: по окончании переговоров с потенциальными участниками мы приступим к разработке бизнес-плана», — заявили в пресс-службе «Сбербанка».
Однако итальянские СМИ, ссылаясь на источники в Fiat, сообщили, что в Москве концерн будет собирать новое поколение коммерческих автомобилей — фургоны Fiat Ducato.
В феврале 2011 года Fiat после разрыва отношений с отечественной автокомпанией Sollers оказался в России без производственных мощностей. Однако в июне 2011-го Минпромторг пошел на уступки итальянцам (у него было нереализованное соглашение о создании в России производства) и разрешил работать по старым условиям промсборки, согласно которым те обязуются построить завод с производственной мощностью в 25 тыс. автомобилей ежегодно. При этом в течение четырех с половиной лет с момента открытия завода полного цикла Fiat должен локализовать в России производство трети компонентов, а по дополнительному соглашению он взял на себя обязательство открыть производственные мощности ещё на 120 тысяч автомобилей в год и организовать выпуск двигателей.
В рамках снижения издержек компания находилась в поиске российского партнёра, которым в итоге стал Сбербанк. В рамках проекта стороны договорились о производстве на двух площадках — московском АМО ЗИЛ и новом заводе под Санкт-Петербургом, на котором планируется собирать внедорожники Jeep Grand Cherokee (входит в Fiat).
Мнения экспертов «Газеты.Ru» относительно успешности проекта Fiat — Сбербанк на московском заводе разделились.
«У нас уже есть положительный пример в лице компании «Автофрамос», которая очень своевременно запустила производство Renault Logan, и у нового СП есть все шансы повторить этот путь», — заявил «Газете.Ru» автоаналитик Номос-банка Михаил Лямин . По его мнению, ключевым фактором в успехе нового предприятия станет выбор производителя. «От того, насколько они будет заинтересованы в конечном успехе, захотят ли переносить сюда современные технологии, и будет зависеть результат», — отметил Лямин.
Эксперт считает, что немаловажным фактором станет и административный ресурс в лице правительства Москвы. «Если речь идет о коммерческих автомобилях, то власти могут помочь компании, к примеру, с муниципальным заказом. Что касается легковых машин, то я считаю, что у нас по-прежнему отсутствуют возможности для выпуска премиального сегмента и оптимальным вариантом здесь были бы бюджетные марки, например, тот же Fiat», — заявил он.
Автоаналитик UBS Илья Макаров к идее создания нового СП отнесся скептически. «Я пока не вижу у него особых перспектив, и вообще идея кажется не слишком удачной. Еще не утих окончательно финансовый кризис, и сейчас не самое лучшее время таких альянсов. Рабочая сила в Москве дорогая, кто и что будет собирать — пока тоже непонятно. В принципе, на ЗИЛе могут начать собирать как бюджетные автомобили, так и люксовый сегмент, тут все зависит от конкретного производителя», — заявил Макаров «Газете.Ru».
АМО ЗИЛ — старейший российский производитель автомобилей, основанный в 1916 году. Сейчас он специализируется на производстве грузовых автомобилей полной массой от 6,95 т до 14,5 т, автобусов малого класса длиной 6,6—7,9 м. До 1999 года автозавод также выпускал легковые автомобили представительского класса. В 2003 году столичные власти передали ЗИЛ в управление Московской автомобильной компании (МАК), дочернему предприятию Центра инвестиционных проектов и программ (ЦИПП). В начале 2011 года МАК отстранена от управления АМО ЗИЛ по причине низкой эффективности работы.
Сейчас завод находится в полузаброшенном состоянии. Большая часть цехов пустуют. В 2011 году на бывшем автогиганте произведено 2000 автомобилей, это среднетоннажные грузовики «ЗИЛ», легкие грузовики «Бычок» и представительские лимузины (их завод выпускает штучно, под заказ).