В понедельник вечером городской суд Петербурга вынес приговор по делу об убийстве председателя петербургского отделения ВОА Дмитрия Трояна. Подсудимые — Юрий Мадорский, Вячеслав Янковский, Иван Алешин, братья Алексей и Денис Гольцовы. По версии следствия, Мадорский и Янковский руководили одной из районных организаций петербургского ВОА и решили захватить ее, превратив в самостоятельную коммерческую структуру. Этому активно противостоял Дмитрий Троян. В итоге Трояна до смерти забили битами в подъезде его дома. Следствие сочло, что убийство по найму организовали Мадорский и Янковский. Для исполнения задуманного они привлекли остальных подсудимых.
Процесс проходил в закрытом режиме. Более того, не удалось услышать и полный приговор. Судья Ольга Нечаева зачитала только резолютивную часть решения, решив не оглашать все сведения по делу «в целях обеспечения безопасности участников судопроизводства».
По совокупности преступлений самые большие сроки получили организаторы — Юрий Мадорский и Вячеслав Янковский. Мадорского приговорили к 13 годам колонии строгого режима, Янковского — к 8 годам. При этом суд учел, что Янковский страдает тяжелой формой сахарного диабета и является инвалидом второй группы. Поэтому наказание ему было назначено условное, с испытательным сроком 5 лет.
Иван Алешин получил 6 лет условно с испытательным сроком 5 лет, Алексей Гольцов — 4 года колонии строгого режима, Денис Гольцов — 3 года условно с испытательным сроком 3 года. После приговора все условно осужденные за исключением Дениса Гольцова отказались от общения с прессой. Из зала суда они выходили, пряча лица от телекамер.
«Я не могу сказать, доволен ли я приговором, — сказал «Газете.Ru» Денис Гольцов. — Это судье решать, справедлив он или нет. Конечно, я считаю себя виновным».
«Все подсудимые признали свою вину в полном объеме, — заявила «Газете.Ru» гособвинитель Наталья Цепкало. — Поэтому такие сроки. В целом приговор нас устраивает, решение суда практически совпало с тем, что мы просили во время прений. Единственное, мы просили назначить Янковскому реальный срок — 8 лет. Но суд посчитал, что у него тяжелое заболевание, поэтому наказание выбрано условное».
По словам Цепкало, Мадорский и Янковский работали в одном из филиалов петербургского ВОА и «решили преобразовать его в коммерческое предприятие». Этому активно мешали функционеры ВОА Анатолий Мазнов и Дмитрий Троян.
Тогда Мадорский и Янковский решили устранить руководителей ВОА. Для этого они нашли исполнителей и пообещали им денежное вознаграждение — 30 тысяч рублей. Кроме того, пособникам была обещана часть дохода от коммерческой деятельности захваченного предприятия. Отметим, что первоначально правоохранительные органы заявляли, что все подсудимые были самбистами и входили в ОПГ «кудряшовские». Однако, по словам Натальи Цепкало, в деле нет упоминания о бандитизме.
По данным источника «Газеты.Ru» в автомобильных кругах Петербурга, одной из причин конфликта стала автостоянка на улице Кубинская в Петербурге, принадлежащая ВОА.
ВОА — богатая коммерческая организация. Она собирает взносы с автолюбителей, у нее есть свои стоянки, гаражи, автошколы, причем много имущества осталось еще с советских времен.
Напомним, 14 декабря 2007 года около 13.00 на Дмитрия Трояна напали возле дома 25 на Малодетскосельском проспекте. Один из преступников поджидал его и, когда увидел Трояна, позвонил сообщникам. Когда Троян вошел в подъезд, на него напали и избили бейсбольными битами. В тяжелом состоянии с диагнозом открытая черепно-мозговая травма Троян был доставлен в реанимационное отделение Мариинской больницы. Через три дня он скончался.
Почти за год до этого, 27 февраля 2007 года, по тому же сценарию пострадал Александр Мазнов, председатель отдела ВОА по Московскому району Петербурга. Его подкараулили в подъезде и избили битами. Мазнову удалось выжить благодаря оперативной помощи медиков. Кроме того, преступники в качестве устрашающей меры сожгли Volvo Сергея Шаланцева, еще одного функционера ВОА.
В апреле 2010 года по подозрению в убийстве Трояна были задержаны пять человек — вице-президент Межрегиональной федерации самбо Санкт-Петербурга Вячеслав Янковский, а также молодые самбисты Иван Купцов и три брата Гольцовых — Алексей, Сергей и Денис. Позднее оперативники задержали и своего коллегу, оперуполномоченного угрозыска Ивана Алешина, а также коммерческого директора одного из филиалов ВОА, соучредителя «Автоклуба № 5» Юрия Мадорского.
Дело Ивана Купцова и Сергея Гольцова было выделено в отдельное судопроизводство.
Оба заключили досудебное соглашение со следствием. Во время суда над основной группой под стражей находились только Юрий Мадорский и Алексей Гольцов. Остальным в качестве меры пресечения была избрана подписка о невыезде.
Дмитрий Троян погиб во время настоящей войны между петербургскими властями и гаражными кооперативами. Перед смертью он активно отстаивал интересы владельцев гаражей, землю под которыми решили забрать петербургские власти под строительство жилых домов, гипермаркетов или автомобильных трасс. Смольный в одностороннем порядке прекращал договоры аренды с гаражными кооперативами. Суд выносил решение о выселении автолюбителей, и гаражи сносили. Сначала власти платили владельцам по 100 тысяч рублей компенсации, потом 50 тысяч. Владельцы гаражей считали, что им выплачивают слишком мало. Дело доходило до силовых сносов, протестных автопробегов и активных противостояний с милицией.
Поэтому многие эксперты были уверены, что смерть Трояна как-то связана с его активным заступничеством за гаражников. Однако суд посчитал, что главный питерский автомобилист стал жертвой криминально-коммерческих разборок.