Американская автомобильная ассоциация AAA Foundation, проанализировав статистику ДТП в период с 2007-го по 2010 год, выявила зависимость количества аварий со смертельным исходом, в которые попадают молодые водители, от возраста находящихся в машине пассажиров.
Согласно опубликованному на сайте ассоциации отчету, присутствие в автомобиле одного пассажира младше 21 года на 44% увеличивает риск молодых водителей погибнуть в аварии. При наличии двух молодых пассажиров в машине шанс ДТП со смертельным исходом вырастает вдвое. Три и более пассажира до 21 года увеличивают риск попасть в ДТП в четыре раза по сравнению с ситуацией, когда молодой водитель находится в автомобиле один.
Специалисты AAA также выяснили, что девушки чаще попадают в аварии, когда едут с несколькими друзьями.
Начинающие водители мужского пола меньше сконцентрированы, если едут в машине в одиночестве или с одним пассажиром их возраста, однако при наличии двух и более пассажиров их концентрация возрастает. В то же время водители женского пола при наличии в автомобиле двух и более человек в возрасте до 21 года резко теряют контроль над дорогой.
Вместе с тем присутствие в машине начинающего автомобилиста хотя бы одного человека старше 35 лет уменьшает вероятность смертельной аварии на 62%, а общий риск попадания в дорожно-транспортное происшествие падает на 46%. «Молодой водитель-новичок чаще отвлекается на сидящих рядом с ним пассажиров его возраста, в результате чего не следит за дорогой. При возникновении сложных дорожных ситуаций никто из сидящих в машине не знает, что делать, в отличие от случаев, когда рядом находится взрослый», — считает директор по связям с общественностью AAA Бет Мошер.
На фоне общего снижения смертности на дорогах в США продолжается рост ДТП, в которых погибают молодые водители. По данным Ассоциации дорожной безопасности США (GHSA), в первой половине 2011 года погибли 211 начинающих водителей в возрасте до 19 лет. Это на 11% больше аналогичных показателей 2010 года.
В России ежегодно водительские права получают около шести миллионов россиян. По данным ФЦП «повышение безопасности дорожного движения», на долю водителей со стажем до трех лет выпадает до 15% всех ДТП.
Генеральный директор автошколы «Автоволна» Владимир Галицкий считает, что основной причиной ДТП, в которые попадают молодые водители, является переоценка своих возможностей.
«Молодым водителям в силу юношеского максимализма кажется, что, получив права, они стали взрослыми. Отсюда бравада перед сверстниками, провоцирующая ДТП. А взрослый человек выступает сдерживающим фактором», — считает Галицкий.
При этом в 2011 году, по данным Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA), в США погибли 32 310 человек, что на 3% ниже результатов 2010 года и является самым низким показателем смертности с 1949 года. В России в прошлом году в авариях погибли 27 953 человека — на 1386 человек больше, чем годом ранее (+5,2%). Однако автопарк США насчитывает более 240 млн автомобилей, в то время как по российским дорогам на сегодняшний день ездят всего 42 млн машин.