Европа
Апрельские продажи на испанском рынке рухнули на фоне объявления промышленных показателей, продемонстрировавших рецессию экономики страны. По данным Испанской ассоциации производителей легковых и грузовых автомобилей (ANFAC), в прошлом месяце было реализовано 56 250 легковых и легких коммерческих автомобилей, что оказалось на 21,7% ниже показателей прошлогодней давности.
Это самые низкие продажи за последние 20 лет, начиная с 1993 года.
О рецессии Национальный банк Испании заявлял еще в марте (тогда авторынок показал падение на 4,5%, до 84 427 машин), однако дополнительным толчком к падению продаж в апреле послужил рост безработицы, которая по итогам первого квартала составила 24,44%. Согласно данным Центра социологических исследований СНГ, индекс потребительского доверия к новым автомобилям в Испании упал в прошлом месяце на 13,4 пункта, до отметки в 50 пунктов. Это один из худших результатов, тогда как удовлетворительный индекс начинается после 100 пунктов.
Впрочем, местные аналитики сохраняют оптимизм. «Кажется, что рынок не проявляет признаков выздоровления, однако это далеко не так. Автомобильные заводы, обеспечивающие большую часть рабочих мест в стране, благодаря экспорту продолжают функционировать без снижения темпов производства», — заявил председатель ANFAC Хуан Антонио Санчес Торрес.
Рухнули продажи и в соседней Италии. Там негативные тенденции проявляются на фоне высоких налогов, установленных правительством, а также сложностей в получении кредитов. В начале прошлого месяца эксперты предсказывали, что наибольшее падение продаж за год придется именно на апрель, однако реальные цифры оказались даже хуже прогнозов. По информации Итальянской ассоциации автопроизводителей (ANFIA), в прошлом месяце было продано 129 663 новых автомобиля, что оказалось ниже прошлогодних показателей на 17,9%.
Вклад в отрицательную динамику внес и рост безработицы в стране, которая является третьей по величине экономикой Евросоюза. Экономисты прогнозируют в 2012 году самый высокий уровень безработицы за последние десять лет. По сравнению с началом года число безработных в Италии увеличилось на 0,2%, с 10,8% до 11%. При этом количество безработных граждан в возрасте от 15 до 24 лет выросло с 33,9% до 35,9%, говорится в докладе аналитического агентства Istat.
ANFIA вместе с агентством Istat и группой Quintegia, специализирующейся на исследованиях итальянского автомобильного рынка, прогнозируют по итогам 2012 года 1,37 млн реализованных машин по сравнению с 1,74 млн, проданных в 2011.
Французский рынок падает в преддверии президентских выборов, по итогам которых станет ясно, изменится ли экономическая политика страны. В апреле Французской торговой палатой (CCFA) зафиксировано наименьшее за последние шесть месяцев падение – в 1,6%, до 166 632 машин. Политический противник нынешнего президента Николя Саркози социалист Франсуа Олланд неоднократно обещал пересмотреть условия участия Парижа в европейском договоре финансовой безопасности и сконцентрировать политику вокруг экономического роста страны путем сокращения безработицы, увеличения пенсий и пособий. По мнению экспертов, уверенность в завтрашнем дне повысит привлекательность покупки нового автомобиля. «Даже если ничего не изменится, французский рынок в 2012 году вырастет до 2 млн автомобилей», — считает автомобильный аналитик Жан-Мишель Прилье.
Немецкий, рынок, крупнейший в Европе, традиционно продемонстрировал рост в апреле.
По данным Немецкой ассоциации производителей (VDA), регистрация новых автомобилей в апреле 2012 года выросла на 3% по сравнению с прошлогодними показателями и составила 274 200 автомобилей. Положительный результат во многом обусловлен восстановлением розничных продаж, в том числе в связи с появлением обновленных моделей, таких как BMW 1-Series. Согласно прогнозу VDA, при условии постепенного выхода из долгого кризиса в зоне евро и повышения потребительского доверия, немецкий авторынок в 2012 году останется на прошлогоднем уровне.
«Авторынок, как и любой другой, зависит от макроэкономических факторов. Поэтому до тех пор, пока европейские экономики не выйдут из рецессии, оживления продаж не будет, — считает автомобильный аналитик Иван Бончев. — Если говорить о 2012 годе, то снижение продаж будет зафиксировано на всех крупных рынках Европы. Правда, в Германии оно будет незначительным из-за стабильной экономики. Что касается возвращения на докризисные объемы, то, при условии что ничего не изменится, все европейские рынки достигнут этого уровня к 2015–2016 году».
Япония
Японский рынок продолжает испытывать бум продаж под воздействием государственных субсидий при покупке экологически чистых машин. В апреле продажи легковых автомобилей выросли на 92,6%, до 187 036 единиц, без учета мини-каров с объемом двигателя до 0,6 литра. При покупке «зеленых» автомобилей государство компенсирует 1245 долларов. Бюджет программы составляет 3,6 млрд долларов. Как отмечают эксперты, покупатели спешат воспользоваться госсубсидиями, однако из-за повышенного спроса сроки действия программы сокращаются – она может завершиться уже в августе.
«С учетом текущей потребительской активности субсидирование будет продолжаться до сентября. Однако покупатели стремятся не упустить свой шанс, вследствие этого рынок растет, а сроки окончания программы сдвигаются», — считает Курт Зангер из Deutsche Bank.
США
Американский рынок по итогам апреля вырос на 2% и составил 1 184 567 легковых автомобилей и внедорожников. Это наименьший показатель роста начиная с июля 2011 года, что обусловлено постепенной стабилизацией рынка. При этом в связи с ростом цен на бензин в апреле лучше продавались компактные модели, чем внедорожники. Лидерство в апреле сохраняет General Motors, который снизил реализацию на 8%, до 213 387 машин, при этом корпоративные продажи концерна упали на 25%. Ford в прошлом месяце продал 179 658 автомобилей, что на 5% ниже результата за аналогичный месяц 2011 года. Для GM и Ford апрельское падение продаж стало крупнейшим с августа 2010 года, когда завершилась программа «Наличные за автохлам». Японский бренд Toyota на третьем месте с результатом 178 044 машины.
«Американский рынок стабилизировался — этим объясняется снижение темпов роста. С другой стороны, зависимость от цен на бензин влияет на продажи национальных концернов, таких как GM, Ford и Chrysler. Тем не менее уверенность в будущем позволяет потребителям вложить деньги в покупку новой машины или взять кредит, исходя из чего можно предположить, что рынок восстанавливается умеренными темпами. На мой взгляд, на докризисные объемы в 14 млн автомобилей он выйдет к 2015 году», — резюмирует ведущий аналитик Edmunds.com Лэйси Плач.