— Вы приехали в Москву в конце прошлого года. Как вы освоились?
— Мне нравится Москва, очень большой и энергичный город. Здесь много людей, правда пробок тоже много. Чтобы попасть на встречу в центре, можно потратить и два часа, и все пять, но я уже привык. Кто-то считает, что здесь холодно, но я-то родился в горах, поэтому мне московские морозы не так страшны. Кроме того, я немного знаю русский язык.
— Российский рынок растет. Каков ваш прогноз по продажам Skoda в 2012 году?
— С этой точки зрения мы оптимисты. Сейчас мы опережаем темпы роста рынка. Что касается прогноза на 2012 год, то наша цель – достичь 3,5% доли рынка. Позиции Skoda очень сильны в С-классе, где лидером является Skoda Octavia. Кроме того, на продажи значительное влияние оказывает эффект «сарафанного радио», то есть наши автомобили покупатели рекомендуют своим друзьям и знакомым.
Высокой степени лояльности к бренду мы стараемся добиться за счет максимального удовлетворения потребностей наших клиентов. Покупатель Skoda – это, как правило, семейный человек, которому нужен автомобиль с просторным салоном, способным вместить пять человек, объемным багажником. Во-вторых, мы производим качественные автомобили. Вы знаете, например, что наши дилеры жалуются на то, что модели Skoda редко ломаются? Шутливо говорят, что им с нами невыгодно работать.
— Насколько различается позиционирование бренда в России и на других рынках? Совпадают ли потребности российских и европейских клиентов?
— У нас нет отдельной стратегии для российского рынка. Наша первостепенная задача — производить качественные автомобили. Для ее реализации мы используем самые современные технологии и оборудование.
Что касается потребностей клиентов, то этот список у российских и европейских покупателей примерно одинаков. В нем обязательно присутствуют кондиционер, системы безопасности (ABS, ESP). Безопасность — это наш приоритет. Если выбирать между возможностью сделать автомобиль более разнообразным с точки зрения развлекательной «начинки» или сделать его надежным, мы непременно выберем второй вариант.
— На ваш взгляд, дорогие электронные помощники, такие как автопарковщик или система контроля за дорожной разметкой, были бы востребованы в России? Не станет ли это проблемой с той позиции, что потребитель не захочет за них переплачивать?
— Все марки концерна Volkswagen достигли определенного уровня в вопросах как пассивной, так и активной безопасности. Однако уровень технологизации растет, людям нужны автомобили, которые бы в значительной степени упрощали процесс вождения, делали его более комфортным. И Skoda, конечно же, ведет разработки в области высокотехнологичных систем.
Кроме того, системы, аналогичные автопарковщику или Line Assist, опциональны. От них можно отказаться. Но в будущем, конечно, они войдут уже в базовое оборудование. Я отмечу, что российские водители (речь не идет только о московских водителях) проводят большую часть времени за рулем в пробках, и им нужны в первую очередь системы, помогающие в заторах. Это так называемые front line assistants, которые будут вести автомобиль, пока водитель будет читать журнал.
В качестве примера можно привести систему автоматического торможения в Skoda Citigo, когда автомобиль сам останавливается, когда электроника фиксирует впереди какое-либо препятствие. Это очень удобно в пробках. Вы едете, зазвонил телефон, вы отвлеклись, а в этот момент впереди автомобиль резко затормозил. Очень важна возможность предотвратить даже незначительную аварию.
— А Citigo приедет в Россию? Насколько я знаю, не было принято окончательного решения по поводу российского рынка.
— Мы представили Citigo – компактный автомобиль класса A — в Женеве. Это нишевая модель. Точные сроки ее появления на российском рынке сейчас назвать несколько сложно: вопрос обсуждается. Также рано говорить о возможной квоте для России. Для начала мы хотим оценить наши шансы, выделить целевую аудиторию. В качестве первого автомобиля для молодых людей, я думаю, он будет весьма привлекателен. Очень важно привлечь молодых клиентов: это точка входа в бренд, которая дает нам возможность получить клиента на долгие годы вперед.
— Вы говорите о росте продаж. Нет ли опасения, что спрос на автомобили Skoda превысит предложение и покупателям придется ждать своей очереди?
— Сейчас срок ожидания модели под заказ составляет два-три месяца. Это время учитывает само производство автомобиля и его логистику. Собственно говоря, транспортировка занимает около 80% времени ожидания автомобиля. При этом в России производится больше 50% автомобилей, которые мы продаем. В 2012 году объем производства достигнет 55 000 автомобилей.
Кроме того, наша цель – занять 5% российского авторынка через несколько лет. Сделать это можно не только за счет увеличения производства, но и расширения дилерской сети. Сейчас у Skoda в России 120 дилерских центров, к концу года их должно быть 145.
Наименее активно Skoda представлена в восточной части страны. Это Иркутская область, Бурятия, Хабаровский край и Дальний Восток. Там очень специфический рынок, но если нам удастся наладить в этих регионах не только продажи, но и сервисное обслуживание, я думаю, мы сможем там закрепиться.
— Каких моделей в линейке вам не хватает для успешных продаж в России?
— На российском рынке лучше всего продаются два класса автомобилей — это малый класс и внедорожники. Исходя из этого, мы рассматриваем возможность производства бюджетного седана и созданного специально для российского рынка большого внедорожника. Сейчас мы работаем над этими проектами, и их приход в Россию – вопрос времени.
Мы не боимся выйти на рынок позже конкурентов. В 2004 году, когда Skoda только пришла в Россию, у некоторых конкурентов уже было здесь производство. Однако мы закрепились и продолжаем расти. С этой позиции, даже если мы выйдем с новыми моделями чуть позже остальных, то не потеряем покупателя.