— Компания Mazda сейчас активно продвигает свою новую разработку SkyActiv, которая позволяет существенно снизить расход топлива за счет технологических изменений конструкции двигателя, коробки передач, а также облегчения конструкции кузова. Как, по-вашему, насколько это должно заинтересовать российского покупателя? В России расход топлива редко является решающим фактором при выборе автомобиля.
— Первый автомобиль с новой системой, который мы представили, – кроссовер Mazda CX-5, и он настолько популярен в России, что у дилеров уже кончились машины. Заказы сейчас принимаются на август-сентябрь, и мы думаем, как пересмотреть квоту и привезти сюда больше машин в этом году.
Но я также понимаю, что причина успеха этой модели не в наших технологиях. Она красива, эмоциональна и привлекает внимание. И этого достаточно, чтобы покупатель выбрал этот автомобиль. Но, когда российский рынок поймет все преимущества наших технологий, это станет важным аргументом при принятии решения о покупке автомобиля.
Я сравниваю российскую аудиторию с американской. Там долгое время никто не думал про экономию топлива. Но сейчас все изменилось. Мы проводили маркетинговые исследования, которые это доказали. Например, Mazda3 очень популярна в США за счет привлекательной внешности и доступности. И только 11% покупателей считали, что экономичность этой модели для них важна. Мы предложили этим же покупателям эту же машину со SkyActiv, и 70% опрошенных сказали, что купили бы машину с этой технологией только благодаря ее экономичности. Для сомневающейся аудитории это важный финальный аргумент. Так что сейчас мы предлагаем покупателям красивые, стильные машины, при этом еще и современные в технологическом плане.
— Вы сравниваете российских покупателей с американцами. Вы считаете, что у этих аудиторий схожие требования?
— Российские покупатели очень экспрессивны, и в то же время они взвешивают свое решение при выборе машины.
Несмотря на то что российский рынок живет по европейским законам, мне кажется, что аудитория все же ближе к американской. И это интересное сочетание. Мы продавали в России большой кроссовер, изначально созданный для американского рынка, Mazda CX-9, и он был успешен. Нам пришлось приостановить продажи, чтобы загрузить конвейеры новыми моделями, но мы обязательно возобновим его продажи в России снова. Но и европейские модели хорошо продаются здесь.
Потому что SkyActive популярен в Европе, и он популярен в США. Опять же это дает мне возможность утверждать, что и российский покупатель оценит наши технологии.
— История Mazda в России связана с огромным успехом первого поколения Mazda3. Это был взрыв рынка. При отсутствии реальной конкуренции, появление стильной, эмоциональной, качественной, спортивной и при этом доступной машины перевернуло покупательский спрос. И Mazda сорвала банк. Как вы полагаете, какая из новых моделей могла бы иметь схожий эффект на российском рынке?
— Я делаю ставку на новую Mazda6. Сегодня и в России, и в Китае, и в США мы сталкиваемся с одной и той же проблемой. У нас есть отличные предложения по первой машине, точке входа в бренд, – это Mazda2 и Mazda3. Это в основном молодая аудитория. Люди покупают эти машины, так как им нравится наша философия. Но, когда они добиваются успеха, они вынуждены расставаться с нами и уходить в премиальный сегмент. По нашим подсчетам, это до 70% аудитории, которую мы теряем, потому что мы не предлагаем им более представительской машины.
В России у нас сильнейшее сообщество владельцев Mazda. Клубная составляющая — это важнейший инструмент формирования лояльной аудитории. Люди готовы остаться с брендом, если могут подобрать себе подходящую машину в линейке. И вот Mazda6 – это как раз возможность этих людей удержать и вернуть, даже если они уже ушли к другим маркам. Это очень красивый, стильный автомобиль. Он будет оснащаться двигателями SkyActiv, так что будет современен и интересен и в технологическом плане тоже.
— Нынешнее поколение Mazda6 далеко от премиальности. Это жесткая кондовая машина, пусть даже красивая и маневренная, но аудитория, о которой вы говорите, наверняка хочет комфортную качественную машину. Вы над этим работали?
— Я очень ждал этого вопроса! Я тоже не люблю ездить на Mazda6: она слишком жесткая и трясучая. Это некомфортно. И в новом поколении мы смогли от этого избавиться. Мы переработали подвеску, облегчили кузов. Автомобиль сохранил свои драйверские характеристики – он великолепен в управляемости. И при этом едет тихо, мягко и комфортно.
— Компания Mazda производит отличные дизельные двигатели. В Европе на презентации новых моделей они гораздо эффектнее, чем бензиновые аналоги. Но в Россию вы их не поставляете, ссылаясь на некачественное дизельное топливо. Однако многие марки, в том числе премиальные, успешно продают здесь дизели. Может быть, уже пора поменять свою позицию?
— Я рассматриваю такой вариант. Поскольку дизельные двигатели невероятно эффективны, экологичны, экономны, но стоят дороже, чем бензиновые, то для начала в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. А дальше будем принимать решение по результатам.
— В ноябре прошлого года Mazda и Sollers подписали меморандум о намерениях, согласно которому на заводе Sollers на Дальнем Востоке должно быть организовано производство 25 тысяч ваших автомобилей. На каком этапе переговоры сейчас?
— Сейчас мы на финальной стадии переговоров. Мы не сразу выйдем на полную мощность, а будем наращивать производство постепенно. Сейчас я не готов назвать модели, которые мы хотим собирать в России, но могу сказать, что их будет две.
Этот проект очень важен для нас. Дальний Восток просто идеальное место для производства: нам удобно и просто поставлять комплектующие из Японии и потом отправлять готовые автомобили по железной дороге в другие регионы. Кроме того, мы видим хорошую перспективу и по продажам Mazda во Владивостоке: покупатели там любят японские автомобили. Кроме того, мы делаем ставку на российский рынок. Я думаю, что объемы рынка в этом году достигнут 2,6 млн проданных автомобилей. По моим прогнозам развития Mazda на рынке, мы можем увеличить объемы продаж до 100 тысяч автомобилей в год.