Генеральная прокуратура выявила грубые нарушения гражданского, градостроительного, земельного законодательства и дорожной деятельности при осуществлении подведомственными «Росавтодору» ФГУ ДСД «Центр» и ФКУ «Центравтомагистраль» функций по строительству, реконструкции, содержанию и эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, говорится в официальном сообщении, размещенном на сайте ведомства.
Не соответствующие нормативам дороги строители сдавали в Московской, Владимирской, Воронежской, Липецкой, Ростовской и Тульской областях.
ФКУ «Центравтомагистраль» обслуживает 2422 км автомобильных дорог Центральной России. В его ведении находятся федеральные трассы М-2 «Крым», М-3 «Украина», М-5 «Урал», М-6 «Каспий», М-8 «Холмогоры», М-9 «Балтия», подъезд к аэропорту Домодедово, дороги на Рославль, Дубну, а также Щелковское, Рублево-Успенское, Ильинское шоссе и обе «бетонки» — А-107 и А-108. Претензии у прокуроров возникли, в частности, к ремонту автодороги М-3 «Украина», где выявлены отклонения по толщине дорожного полотна.
Дорожное строительство в России является делом затратным. В частности, согласно информации с официального портала госзакупок, только на ремонт автобусных остановок с заменой асфальта и оборудованием заездных карманов на 55-м и 61-м километрах трассы М-3 в апреле 2011 года планировалось потратить более 40 млн рублей. В ходе аукциона, который выиграла компания «Автодор ККБ-Звенигород», цена установилась на уровне 33,39 млн рублей. На проектную документацию по капитальному ремонту «бетонки» А-108 «Центравтомагистраль» выделила 6,6 млн рублей.
ГИБДД, в свою очередь, пожаловалась, что дороги, находящиеся в оперативном управлении ФКУ «Центравтомагистраль», не соответствуют требованиям безопасности движения. «Должностные лица ГИБДД повсеместно выявили отсутствие горизонтальной разметки и дорожных знаков, занижение обочины, несоответствие дорожной разметки, дорожных знаков требованиям государственных стандартов, — говорят в прокуратуре. — На автодорогах зачастую отсутствуют переходно-скоростные полосы у автобусных остановок, остановочные площадки, заездные карманы. Полосы разгона и торможения от автобусных павильонов не соответствуют нормативным требованиям или отсутствуют вовсе.
Нередко органами Госавтоинспекции выявляются неровности бетонного покрытия проезжей части, повреждения обочин, превышающие допустимые значения».
Ранее претензии к ФКУ «Центравтомагистраль» были у прокуратуры Калужской области. В ноябре этого года ведомство сообщило о нарушениях, выявленных на участке Большого Московского кольца, включающего автодороги БМК «Брестско-Минское шоссе» с 0-го по 28-й км и А-108 БМК «Симферопольско-Брестское шоссе» с 22-го по 45-й км. На этих дорогах также отсутствует горизонтальная разметка, обочины занижены по отношению к проезжей части в отдельных местах на 26 сантиметров, не установлены дорожные знаки, предусмотренные схемой их дислокации.
Получить комментарий «Росавтодора», ФГУ ДСД «Центр» и ФКУ «Центравтомагистраль» по поводу претензий Генпрокуратуры в понедельник вечером не удалось.
Надзорное ведомство направило материалы проверки в органы внутренних дел для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Всего в ходе проверки в адрес начальника ФКУ «Центравтомагистраль» прокуроры внесли 16 представлений, в суды направили 67 исков. Также представление внесено руководителю «Росавтодора», в котором предложено взыскать в судебном порядке с подрядных организаций материальный ущерб, причиненный при строительстве и реконструкции федеральных трасс, «а также создать действенную систему обеспечения соответствия федеральных дорог государственным стандартам и правилам». «Перед руководством Федерального дорожного агентства поставлен вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц», — заявили в надзорном ведомстве.
По мнению эксперта, выявленные в ходе проверки нарушения типичны в условиях российского дорожного строительства.
«Осуществление работ подобного характера производится не по нормам или правилам, а по проекту, который, прежде чем по нему будет работать подрядчик, утверждают несколько инстанций, в том числе ГИБДД, — прокомментировал ситуацию директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства Москвы Александр Сарычев. — И если что-либо в этом проекте не соответствует нормам безопасности, то в проект вносятся соответствующие изменения. Соответственно, если в проекте прописано наличие разгонных полос, карманов для общественного транспорта, указана толщина асфальтового покрытия — это должно быть». Эксперт также добавил, что на проседание асфальта не обязательно влияет его толщина. «Факторов много — например, плохие грунты, подземные воды, и толщина дорожной одежды — не показатель», — считает Сарычев.
Между тем до уголовного преследования за низкое качество дорожных работ, как правило, не доходит: сторонам удается договориться, констатирует эксперт.
«Это нормальная практика взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком. Если заказчика не устраивает качество работ, он вправе заставить подрядчика переделать их за свой счет. Как правило, такие вопросы решаются в мирном порядке», — заключает он.