Приравнять такси к общественному транспорту предложило объединение предпринимателей «Опора России». Бизнесмены хотят, чтобы по выделенной полосе ездили не только автобусы, троллейбусы и маршрутки, но и автомобили такси, аргументируя тем, что пассажир такси имеет право передвигаться так же быстро, как и пассажир общественного транспорта. «У нас есть договоренность (с департаментом транспорта), что мы не просто выступим с какими-то предложениями, а создаем рабочую группу и будем работать с чиновниками над воплощением проекта в жизнь», — рассказал «Газете.Ru» об идее пустить таксистов на спецполосы руководитель комитета по транспорту «Опоры России» Михаил Чопурян. По его словам, сейчас таксистам запрещено даже останавливаться в районе действия выделенных полос.
Бизнес опирается на мировой опыт, согласно которому автомобили такси наравне с общественным транспортом ездят по спецполосам.
«Вызвав такси, пассажир имеет возможность добраться быстрее и, таким образом, экономит деньги, потому что, когда такси стоит в пробке, стоимость проезда увеличивается», — приводит аргументы Чопурян.
По оценкам столичной мэрии, на сегодняшний день в Москве легальные таксомоторные перевозки осуществляют примерно 15 000 автомобилей. Согласно прогнозам чиновников, к 2016 году легальных такси будет более 25 тысяч. Однако только нелегальных таксистов, так называемых бомбил, в Москве насчитывается около сорока тысяч.
Для борьбы с нелегалами 1 сентября в России вступил в силу закон «О такси», устанавливающий порядок перевозки пассажиров. За полгода до этого в ходе обсуждения закона столичный мэр Сергей Собянин заявил, что таксисты смогут свободно двигаться по выделенным полосам. Однако в итоге чиновники отказались от этой идеи, признав, что не могут контролировать рынок таксомоторных перевозок.
«Боюсь, что богатые перекрасят свои машины и зарегистрируют их как такси», – признался Сергей Собянин в одном из интервью.
По словам мэра, передвижение муниципального общественного транспорта контролируется с помощью навигационной системы ГЛОНАСС, которой планируется оборудовать все автобусы и троллейбусы.
Чтобы получить лицензию на осуществление таксомоторных перевозок, предпринимателю достаточно установить опознавательный фонарь и нанести на борт «шашечки». При этом разрешение выдается бесплатно. Таким образом, по сути, лицензию получить может любой, а должного контроля за таксистами нет, соглашаются представители бизнеса.
«Эта та преференция (ездить по выделенным полосам), которую власти могли бы оказать таксистам, — говорит «Газете.Ru» исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. – Но получить лицензию можно за 20 минут. И людей, которые захотят ездить по выделенным полосам, но не оказывать таксомоторных услуг, наберется достаточно много». По словам транспортника, власти должны найти совершенный механизм технического контроля перевозок. Для этого можно использовать камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД, которые повсеместно внедряются сейчас в Москве. Кроме того, таксистам можно запретить ездить по выделенной полосе, если в салоне нет пассажиров.
Между тем в мэрии пока скептически относятся к предложению предпринимателей.
«Мы не предполагаем возможности перемещения такси по выделенным полосам», — заявила «Газете.Ru» пресс-секретарь градоначальника Гульнара Пенькова.